Расстройство кишечника оказалось генетически связано с болезнью Альцгеймера

19.07.2022, 09:30
Исследователи обнаружили генетическую связь между двумя, казалось бы, совершенно разными состояниями.
Расстройство кишечника оказалось генетически связано с болезнью Альцгеймера

Заболевания кишечника по большей части кажутся безобидными, но кто бы мог подумать, что они генетически связаны с нейродегенеративным заболеванием

Исследование, проведенное учеными из Австралийского университета Эдит Коуэн, описывается как первое в своем роде, поскольку в нем проводится комплексная оценка генетической связи между болезнью Альцгеймера и различными расстройствами кишечника. В рамках работы ученые провели анализ генетических данных, полученных из общегеномных исследований болезни Альцгеймера и расстройств кишечника, в каждом из которых было примерно 400 000 человек.

Как СРК может вызвать болезнь Альцгеймера

Ученые обнаружили, что страдающие болезнью Альцгеймера и расстройствами кишечника имеют некоторые общие гены. Хотя авторы не говорят, что одно может вызывать другое, результаты указывают на генетическое совпадение, которое проливает свет на возможные общие причины этих состояний. В своем исследовании ученые смогли идентифицировать биологические пути, которые были «значительно обогащены» генами, связанными с обоими состояниями, при этом холестерин, по-видимому, играл в этом процессе центральную роль.

«Изучение генетических и биологических характеристик, общих для болезни Альцгеймера и этих заболеваний кишечника, позволяет предположить важную роль метаболизма липидов, иммунной системы и препаратов, снижающих уровень холестерина, — сказал доктор Эммануэль Адевуйи, который руководил исследованием. — Хотя необходимы дальнейшие исследования общих механизмов этих состояний, есть доказательства того, что высокий уровень холестерина может передаваться в центральную нервную систему, что приводит к нарушению метаболизма холестерина в головном мозге».

Пример этого можно найти в более ранних исследованиях, показывающих, что высокий уровень холестерина может повышать проницаемость гематоэнцефалического барьера, увеличивая уровень холестерина в мозге и способствуя образованию бляшек из бета-амилоида — белка, связанного с началом болезни Альцгеймера. Аналогичным образом, по мнению команды, высокий уровень холестерина является фактором риска заболеваний кишечника, и считается, что некоторые кишечные бактерии вызывают или усугубляют эти состояния из-за хронического воспаления.