Раскрыты новые факты про легендарную «мумию инков»

Ученые изучили мумифицированные останки черепа, который хранится в коллекции Музея кантональной археологии и истории Лозанны. Исследование включало в себя изучение происхождения, а также проведение тафономического и антропологического анализа для выяснения обстоятельств появления останков и возможного жизненного пути индивида I Y-001, пишет Phys.org.
Многие музеи мира в течение последнего десятилетия начали активно заниматься переисследованием имеющихся у них человеческих останков, стремясь восстановить исторический контекст, выявить подлинную биографию и обеспечить условия для дальнейшего сохранения находок. Одним из объектов исследования стал экземпляр I Y-001, переданный музею швейцарским предпринимателем Луи Куффре. Сам Куффре эмигрировал сначала в Перу, затем перебрался в Чили, и в 1876 году направил коллекцию, состоящую из черепа и около двух десятков иных археологических предметов, обратно в свою родную Лозанну.
На экземпляре имелась этикетка, сообщавшая следующее:»№ 10 — инкский череп из Боливии, родом из района Айяч, провинция Амасухос, обнаружен в индейских руинах на равнинной местности близ Кордильер, рядом с горой Ильимани на высоте примерно 3 930 метров над уровнем моря. По словам местных жителей, этот череп мог принадлежать вождю племени».

Повторное изучение черепа и сопровождающей его документации позволило обнаружить новые подробности. Упоминаемые на этикетке «индейские руины» фактически обозначали традиционные погребальные башни народа аймара, известные как «чульпа». Такие сооружения использовались для захоронений знатных членов сообщества вокруг озера Титикака, расположенного в пределах современной провинции Лос-Андес. Чульпы предназначались преимущественно для лиц высокого статуса, но не исключительно для лидеров племен.
Проведенный анализ показал, что рассматриваемый череп взрослого мужчины подвергался специальной процедуре деформации, используемой в качестве символа социальной идентификации. Такая традиция не имела отношения к культуре инков.
Хотя радиоуглеродное датирование не применялось из-за разрушительности метода и отсутствия археологической привязки, существуют исторические свидетельства, позволяющие предположить приблизительный период жизни обладателя черепа. Связывание головы широко использовалось народностью аймара вплоть до запрета, введенного вице-королем Франсиско де Толедо в конце XVI столетия. Последнее документально зафиксированное применение практики относится ко второй половине XVII века. Следовательно, возраст черепа составляет минимум 350 лет.
Другими важными особенностями являются следы неудавшейся попытки трепанации, оставленные на черепе, и наличие зубного абсцесса. Первая операция не завершилась успешно, оставив пострадавшего живым благодаря признакам последующего восстановления тканей. Причины незавершенности операции остаются неизвестными. Абсцесс же, согласно выводам ученых, вероятнее всего возник из-за неудовлетворительной гигиены ротовой полости или регулярного употребления листьев коки, способствующих разрушению зубов.
Ранее ученые выяснили, как люди пережили суперизвержение вулкана Тоба 74 000 лет назад.
