Раскрыта тайна знаменитой статуи крылатого льва в Венеции

Скульптура крылатого льва, украшающая площадь Сан-Марко и считающаяся олицетворением города, на самом деле была создана более тысячи лет назад в Китае — об этом заявили ученые после ряда тщательного изучения знаменитой статуи.
Команда археологов под руководством Массимо Видале из Падуанского университета проанализировала химический состав бронзы, из которой сделан лев. Металлографический анализ показал уникальное соотношение изотопов свинца и других металлов, которое точно совпадает с источниками медной руды в долине нижнего Янцзы. Именно здесь в древности существовали крупные центры металлургии, снабжавшие металлами мастеров времен династии Шан и более поздних периодов. Таким образом, венецианский «лев святого Марка» — вовсе не европейская работа периода Средневековья, он был создан в Китае. По мнению специалистов, это фигура хранителя гробницы, которая играла символическую роль защиты умерших.
Скульптура животного действительно заметно отличается от привычных европейских изображений львов. У нее вытянутая морда, остроконечные уши, на голове есть следы от удаленных рогов и распростертые крылья, скорее напоминающие мифических «zhènmùshòu», сторожей загробного мира, распространенных во времена империи Тан (VII-IX века). Возможно, именно это необычное сочетание черт в свое время сбивало ученых с толку, не позволяя им точно определить принадлежность скульптуры.

Как же китайский страж гробницы оказался в сердце Венеции? Ученые предполагают, что дело в купцах Никколо и Мафео Поло, отце и дяде Марко Поло. В XIII веке они много лет провели в путешествиях по Великому шелковому пути, дошли до двора хана Хубилая и, вероятно, могли приобрести экзотическую статую именно там. Вернувшись в Европу, они, вероятно, решили превратить диковинного азиатского зверя в мощный символ морской республики. Местные мастера доработали изваяние, и бывший «хранитель мертвых» стал олицетворением святого Марка — льва с евангелием под лапой.
Открытие ученых не только придает образу венецианского льва новые краски, но и напоминает о масштабах культурных обменов Средневековья. Поразительно, как артефакт, созданный для защиты усопших в древнем Китае, пересек континенты и превратился в эмблему города на воде. Массимо Видале и его коллеги подчеркивают, что их версия происхождения памятника — лишь одна из возможных. Но ученых восхищает уже сама мысль о том, что символ Венеции однажды «прошел Шелковым путем» — так знаменитый на весь мир венецианский лев обретает еще более глубокий смысл.
Ранее в древнейшей обсерватории Южной Америки нашли загадочную фигурку: узнайте, для чего она.
