Раскрыта тайна камней Стоунхенджа: ученые развенчали очередной миф
Геологам давно известно, что 42 из более мелких камней Стоунхенджа, известных как «голубые камни», пришли с холмов Пресел в Пембрукшире, западный Уэльс. Новое исследование, опубликованное в журнале Antiquity, наконец точно установило местоположение двух таких карьеров. С их помощью ученым удалось узнать, когда и как именно были добыты камни.
Открытие было сделано командой археологов и геологов из Калифорнийского университета, Борнмутского университета, Университета Саутгемптона, Университета Хайлендс и Айлендс и Национального музея Уэльса, которые исследуют эти места в течение восьми лет. рофессор Майк Паркер Пирсон, руководитель команд, ы сказал: «Что действительно удивительно в этих открытиях, так это то, что они делают нас на шаг ближе к раскрытию величайшей тайны Стоунхенджа — почему его камни были добыты так далеко». Удивление ученых легко объяснимо: материалы для любого другого мегалитического наследия современной Европы были привезены с расстояния не более чем в 10−12 км. Сейчас археологи пытаются выяснить, что же такого особенного было в холмах Пресел 5000 лет назад и были ли там возведены мегалиты до того, как камни перекочевали в Стоунхендж.
Напомним, что крупнейший карьер был обнаружен почти в 200 км от Стоунхенджа, на обнажении Карн Гедог. Он был основным источником пятнистого долерита, из которого состоят многие камни мегалита — их легко отличить по белым пятнам на голубоватой поверхности. В долине под Карном Гедогом доктор Ричард Бевинс и его коллега-геолог Роб Иксер идентифицировали еще один обнажение в Крейг-Рос-и-Фелин как источник одного из типов риолита — другой разновидности магматических пород — составляющих круг Стоунхенджа.
Согласно новому исследованию, обнажения синего цвета сформированы из естественных вертикальных столбов. Их можно снять с поверхности камня, открыв вертикальные швы между каждой опорой. В отличие от каменных карьеров в древнем Египте, где обелиски были вырезаны из твердой скалы, уэльские карьеры было легче разрабатывать. Рабочие неолитического карьера должны были только вставить клинья в готовые соединения между опорами, а затем опустить каждую опору до основания обнажения.
Хотя большая часть их оборудования, вероятно, состояла из скоропортящихся канатов и деревянных клиньев, молотков и рычагов, они оставили и другие инструменты, такие как каменные молоты и каменные клинья. «Каменные клинья сделаны из импортного аргиллита, намного более мягкого, чем твердые столбы долерита. Мой коллега предположил, что удар по жесткому клину мог привести к разрушению породы, вызывая растрескивание тонких столбов. А вот использование мягкого клина означает, что если что-нибудь и должно было сломаться, это был бы клин, а не столб», — поясняет профессор Паркер Пирсон.
Археологические раскопки у подножия обоих обнажений обнаружили останки искусственных каменных и земных платформ, причем наружный край каждой платформы заканчивался вертикальным перепадом около метра. Вероятно, это была своего рода погрузочная платформа — куски добытого камня перекладывали сначала на нее, а уже потом аккуратно опускали их в деревянные сани. Кроме того, в мягких отложениях выдолбленного канала, ведущего от погрузочной площадки в Крейг-Рос-и-Фелин, и на искусственной платформе в Карн-Гёдог, команда обнаружила кусочки древесного угля, датируемые примерно 3000 г. до н.э.
Теперь команда полагает, что Стоунхендж изначально был кругом необработанных столбов из голубого камня, установленных в ямах, известных как отверстия Обри, около Стоунхенджа, и что сарсены (блоки из песчаника) были добавлены примерно через 500 лет после этого. Эти открытия также ставят под сомнение популярную теорию о том, что голубые камни были доставлены в Стоунхендж морем. «Некоторые люди думают, что голубые камни были доставлены на юг в Милфорд-Хейвен и помещены на плоты или перекинуты между лодками, а затем подняты на бристольский канал и перевезены вдоль Бристоль-Эйвона к равнине Солсбери. Но эти карьеры находятся на северной стороне холмов Пресел, так что мегалиты можно было просто перевести по суше, вплоть до равнины Солсбери», — рассказывает профессор Кейт Уэлхэм.