24 сентября 2023 года миссия NASA OSIRIS-REx успешно доставила на Землю капсулу, содержащую образец реголита с астероида Бенну. Реголит представляет собой рыхлый поверхностный материал, состоящий из обломков, пыли и камней.

Образец массой около 120 граммов был собран с поверхности Бенну в октябре 2020 года. После двух с половиной лет путешествия он был доставлен на землю в капсуле, которая успешно приземлилась в пустыне штата Юта.

Ранние анализы реголита с астероида Бенну показывают присутствие воды и органических соединенийОткрытый контейнер в боксе в JSC. Тёмные частицы и пыль видны на палубе авионики, верхней части TAGSAM (в том числе на круглых контрольных пластинах) и внутренней стороне крышки контейнера. Источник:  NASA

Ранние анализы образца показывают, что он очень тёмный, с включениями более светлого материала. Камни варьируются в размерах от субмикронной пыли до гальки 3,5 сантиметров. Многие камни имеют бугристую или угловатую форму.

Спектральный анализ образца подтвердил наличие гидратированных филлосиликатов, магнетита, органических соединений, карбонатов и редких безводных силикатов, которые ранее были обнаружены на Бенну в ходе дистанционного зондирования.

Ранние анализы реголита с астероида Бенну показывают присутствие воды и органических соединенийПримеры типов валунов на Бенну. (a) В этом фрагменте, называемом Gargoyle Saxum, большая часть видимой области демонстрирует текстуру типа A. Текстуру типа B также можно увидеть у его основания (вверху справа). (b, c) Ciinkwia и Boobrie Saxa, оба типа A. (d) Pouakai Saxum, валун типа B. (e, f) Примеры валунов типа C (g, h). Два вида валуна типа D с высокоотражающими прожилками. Все изображения сделаны PolyCam. Источник: NASA/Goddard/University of Arizona

Однако в образце также были обнаружены сульфиды, досолнечные зёрна (межзвёздные зёрна или досолнечные реликты) и богатые магнием и натрием фосфаты. Этот состав указывает на значительные водные изменения на Бенну и сходство с наиболее примитивными углеродистыми хондритами, как Рюгу.

Ученые также обнаружили необычные изотопные составы водорода, азота и кислорода, а часть материала обогащена элементами, которые легко растворяются в воде. В образце реголита астероида Бенну были обнаружены плакетки магнетита, что указывает на то, что в прошлом Бенну подвергался воздействию воды. Дальнейшее исследование этих плакеток может помочь лучше понять водную историю Бенну и других астероидов.

Ранние анализы реголита с астероида Бенну показывают присутствие воды и органических соединенийПримеры магнетита и сульфида в образцах OREX-501001–0, OREX-803079–0 и OREX-501002–0. (a) Фрамбоиды магнетита. (b) Шарики магнетита с радиально выступающими иглами рядом с додекаэдрическими кристаллами. © Додекаэдрический магнетит с поверхностным травлением. (d) Тонкие пластинчатые кристаллы магнетита. (e, f) Псевдогексагональные пластинки пирротина. Источник: NASA/Goddard/University of Arizona

Эти открытия подчёркивают ценность возврата образцов, особенно для хрупких материалов, которые могут не пережить вход в атмосферу. Результаты ранних анализов закладывают основу для более подробных исследований, которые помогут расширить знания о происхождении и эволюции Солнечной системы.