Ракетный экраноплан "Лунь" вернули на воду для доставки в Дербен

Единственный в мире экраноплан проекта 903 отбуксировали в другой город для музея.
Ракетный экраноплан «Лунь» вернули на воду для доставки в Дербен
Министерство обороны России

Советский ударный ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь», единственный построенный из 8 планировавшихся к выпуску боевых экранопланов, в 2020 году вновь спустили на воду. Сделано это было для буксировки уникального аппарата из Каспийска, где «Лунь» хранился, в Дербент, где он станет экспонатом парка «Патриот».

«Построенный на заводе «Волга» в Нижнем Новгороде, корабль в 1986 году перенаправили на испытания в Дагестан. По их окончании в 1991 году экраноплан передали Каспийской флотилии. В 2020 году буксировка самолёта по морю заняла около 14 часов, а ещё сутки потребовалось на то, чтобы подготовить экраноплан к транспортировке», — отметили в Министерстве обороны России.

Разработкой «Луня» занимались специалисты центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева, а производство экраноплана было организовано в 1983 году на заводе «Волга». На воду корабль-экраноплан был спущен в 1986 году для проведения испытаний. Вооружение «Луня» включало в себя артиллерийские установки типа УКУ-9К-502-II со спаренными 23-мм 2-ствольными авиационными пушками ГШ-23, а также пусковые комплексы сверхзвуковых маловысотных противокорабельных крылатых ракет «Москит». До своего списания «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии, а затем находился на хранении в Каспийске.

Напомним, экранопланом называют высокоскоростное транспортное средство, способное лететь на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды или земли без контакта с ней — в пределах так называемого аэродинамического экрана. Аппарат опирается на динамическую воздушную подушку и фактически совмещает в себе свойства самолёта и лодки, хотя по международной классификации он является морским судном.

Они обладают довольно высокой грузоподъёмностью и способны эксплуатироваться на маршрутах, которые недоступны для обычных судов. Наряду с более высокими гидроаэродинамическими качествами и мореходностью, чем у других скоростных судов, экранопланы практически всегда обладают свойствами амфибий. Кроме водной глади, они способны передвигаться над твёрдой поверхностью (земля, снег, лёд) и даже базироваться на ней.

©  Популярная Механика