Рак лёгкого будут лечить шарообразным углеродом

Учёные Центра энергетических наук и технологий Сколтеха и Института проблем химической физики РАН вместе с исследователями Национального университета Тайваня нашли способ борьбы с немелкоклеточной карциномой.
Рак лёгкого будут лечить шарообразным углеродом
Сколтех
e7a528ef890f073f6c4695cc47bc3b7e_cropped
Максим Вершинин
21 октября 2019 12:24

На немелкоклеточную карциному приходится порядка 85% всех случаев рака лёгких, а лечение заболевания является сложным из-за активного метастазирования, частых рецидивов и устойчивости к классическим противоопухолевым препаратам. Существующие цитостатики для борьбы с раком лёгких эффективны против раковых клеток, но отличаются крайней токчисностью для здоровых клеток и вызывают серьёзные побочные эффекты.

Новым решением в борьбе с немелкоклеточной карциномой могут стать фуллерены — особая форма углерода — некоторые виды которых убивают клетки немелкоклеточной карциномы лёгкого. При этом опыты на клеточных моделях и животных показали, что фуллерены не оказывают практически никакого негативного влияния на здоровые клетки.

«Механизмы, приводящие к гибели раковых клеток при воздействии на них производных фуллеренов, оставались неизвестными до недавнего времени. В этой работе нам удалось выяснить, что реализуются, по крайней мере, два из них — это апоптоз и аутофагия. Интересно, что именно природа присоединённых к молекуле фуллерена полярных групп и определяет, какой именно механизм работает в том или ином случае», — подчеркнула один из авторов работы, аспирант Сколтеха Ольга Краевая.

Результаты исследования, описанные в журнале Journal of Medicinal Chemistry, и выявленное противоопухолевое действие производных фуллеренов должны лечь в основу новых эффективных препаратов для лечения немелкоклеточной карциномы лёгкого.

Напомним, фуллерен С60 — это уникальная форма углерода, молекула которой напоминает по форме футбольный мяч с атомами углерода в вершинах пяти- и шестиугольников которого находятся атомы углерода. Фуллерены отличается уникальными биологическими свойствами, но при этом фуллерены и их классические производные нерастворимы в воде и биологических средах — это делает сложным их использование в медицине.

Ранее российские исследователи под руководством профессора Сколтеха Павла Трошина смогли отыскать реакцию, которая помогла получить недоступные ранее растворимые в воде производные фуллерены с высокой противовирусной активностью. Учёные отметили, что открытие поспособствует созданию эффективных противовирусных препаратов, подавляющих резистентные линии вирусов для борьбы с неизлечимыми на сегодняшний день инфекциями.

Ещё больше по темам