Работа на местности: как мы запускали МЦК
В сентябре 2016 года открылось Московское центральное кольцо. С первого дня работы оно присутствует на всех геоинформационных сервисах Яндекса. Для этого потребовалась большая работа. Команда Яндекс.Карт побывала на МЦК до его открытия, чтобы уточнить местоположение вестибюлей и переходов и замерить время в пути, а команда Яндекс.Расписаний подстроила под особенности кольца свой алгоритм показа расписания. Об истории появления МЦК на сервисах Яндекса рассказывают Егор Астапов и Александр Фетисов.
Егор Астапов,
аналитик Яндекс.Карт
Сейчас у картографов есть множество данных, которые позволяют рисовать карту, не вставая из-за стола, — это спутниковые снимки, аэрофотосъёмка, GPS-треки, данные от муниципальных служб. Но часто информации всё равно не хватает, и тогда ты действуешь так, как действовали картографы всех времён и народов, — отправляешься на место, чтобы лично посмотреть и зарисовать. Пожалуй, это самая интересная часть нашей работы.
Мы пристально следили за строительством МЦК и заключили договор о сотрудничестве с Московским метрополитеном — благодаря этому нам удалось заранее получить данные о станциях и пересадочных узлах и наметить их на карте. Самая активная фаза строительства кольца пришлось на весну-лето 2016 года. Именно тогда сооружались важнейшие для пешеходной навигации объекты — вестибюли станций и переходы.
В какой-то момент мы поняли, что не успеваем за действительностью. Это был июль — тогда кольцо только готовилось к тестовой эксплуатации. Не хватало информации о расположении вестибюлей и подходов к ним, а также о расписании и интервалах движения поездов. Самым правильным было бы пойти и проверить всё лично. Московский метрополитен помог с получением допусков и разрешений, и в начале августа мы впервые отправились на МЦК.
Конечно, ходить по стройке в одиночку нам бы никто не разрешил, поэтому у нас был сопровождающий — сотрудник Московского метрополитена. В тот день движения поездов по МЦК не было, и мы успели осмотреть только пять станций. Перемещаться между ними пришлось на метро. Зато мы опробовали новый тип пересадок — наземные пересадки, когда с одной станции на другую нужно идти по улице. Всё увиденное мы зарисовывали — в общем, составляли карту, как наши деды и отцы: с абрисами и карандашом.
Следующий осмотр состоялся в середине августа. В этот день мы стали одними из первых «гражданских» пассажиров МЦК. По кольцу в тестовом режиме, но уже по настоящему графику ходили поезда «Ласточка». Мы объехали все станции, причём на каждой выходили из поезда и зарисовывали пешеходную инфраструктуру. Ещё мы замеряли время движения между станциями. После небольшой перепроверки результаты наших замеров начали использоваться в Яндекс.Метро, а также при построении маршрута на Яндекс.Картах.
В третий раз мы посетили МЦК 6 сентября, за четыре дня до запуска. Мы ещё раз замерили время в пути и обнаружили несколько новых подходов к вестибюлям и переходов — их тоже нанесли на карту. Ровно в 14:00 10 сентября, сразу после официальной церемонии открытия, сервисы Яндекса начали строить маршруты с учётом Московского центрального кольца.
Александр Фетисов,
менеджер проекта Яндекс.Расписания
История появления Московского центрального кольца на Яндекс.Расписаниях была более сложной. Во-первых, было не очень понятно, чем же на самом деле является МЦК: линией метро или городской электричкой? Иными словами, нужно ли пассажирам кольца «расписание в виде расписания» или нет?
Получив информацию об интервалах движения поездов — 6 минут в часы пик и 12 минут в остальное время, — мы стали склоняться к тому, что расписание всё же нужно. Поводом послужила моя поездка в Берлин, где есть система городских электричек S-Bahn. Промозглым февральским вечером нужный поезд ушёл у меня из-под носа, и было довольно тоскливо стоять ещё 10–15 минут на открытой всем ветрам платформе. Знание расписания позволяет ждать поезда в комфортных условиях — например, в ближайшем кафе, — или спокойно гулять по городу и приходить на станцию за пару минут до отправления.
Когда мы больше узнали о МЦК, появился ещё один аргумент. Последние поезда заканчивают маршрут на одной из четырёх конечных станций («Нижегородская», «Андроновка», «Балтийская», «Хорошёво») между 00:40 и 01:02. Но конечные станции распределены по кольцу неравномерно. Из-за этого человек, придя поздно вечером на станцию, рискует не доехать до пункта назначения. Бывает, что последний подходящий поезд отправляется со станции задолго до её закрытия. Например, от «Площади Гагарина» до «Андроновки» или до «Шоссе Энтузиастов» последний поезд по короткому направлению идет в 23:54 по будням и в 00:12 по выходным, тогда как сама станция открыта на вход до 00:40. Все последующие едут только до «Нижегородской».
Итак, стало ясно, что расписание необходимо. Оставалось понять, как сделать его удобным для пассажиров — ведь типовые алгоритмы для показа электричек не предназначены для кольцевого движения. На это у нас ушла вся вторая половина августа и первые дни сентября. Мы стали учитывать особенности кольца, где движение осуществляется в обе стороны — то есть путь от одной станции до другой может занять как пятнадцать минут, так и семьдесят, — и научились находить оптимальные варианты перемещения между двумя любыми станциями.
Посмотреть расписание можно на rasp.yandex.ru и в приложении Яндекс.Электрички. Мы даже знаем, на какую сторону открываются двери поезда на той или иной станции. Кажется, что наш способ отображения расписания МЦК оказался удобен для пассажиров. Очень приятно, когда в ответ на вопрос «Где посмотреть расписание МЦК?» простые люди в вагоне отвечают: «Посмотри в Яндексе!».
© Яндекс