Путешествие на Baikal Electronics: история самого опального разработчика процессоров в России
С подачи Эльдара решил сделать небольшой гид по российским производителям микроэлектроники, в частности, процессоров. Кажется, это не самая плохая идея, потому что не у всех даже крупнейших представителей этой ниши есть страница в Wikipedia. Да и потом, список российских разработчиков и производителей чипов, вопреки широко распространённому мнению, не ограничивается МЦСТ, «Микроном» и Baikal Electronics. Что, на мой взгляд, достойно какой-никакой гордости — в мире не так уж и много стран, которые могут похвастаться современными процессорами собственной разработки. Начнём с Baikal Electronics. Компания хоть и молодая, но довольно известная, серьёзная и, на мой взгляд, немного недооцененная.
Дочки и матери
Baikal Electronics (BE) появилась в январе 2012 года. Она выросла из другой российской компании — «Т-Платформы». «Т-Платформы» — это проект, основанный в 2002 году бизнесменом и инженером Всеволодом Опанасенко. Прежде всего, «Т-Платформы» известны сборкой суперкомпьютеров, которые поднимались аж до 12-й строчки мирового топ-500 мощнейших вычислительных машин. В каком-то смысле «Т-Платформы» можно считать успешным проектом, поскольку решениям компании находилось применение не только на родине, но и в США, некоторых европейских и азиатских странах. А другим уже печально известным фактом об этой компании является арест Опанасенко в 2019 году. В том числе и из-за процессоров BE. Но об этом позже.
Суперкомпьютер «Т-Платформы» Jureca в немецком исследовательском центре
BE изначально создавалась не столько как российский ответ Intel и AMD, сколько как компания, которая в случае технологической блокады со стороны США позволит России не откатиться к компьютерам на перфокартах, поскольку уже тогда Америка толсто намекала на подобный сценарий. Например, те же «Т-Платформы» в 2013 году попали в санкционный список США, хотя к тому моменту быстро развивались и уже имели офисы в Германии и на Тайване. Таким образом «Т-Платформы» на некоторое время лишились возможности продолжать свою экспансию в Европу.
Первый блин
Люди в BE без дела долго не сидели: уже в 2013 году компания анонсировала разработку первого процессора — Baikal-T1. В отличие от той же «МЦСТ», которая проектирует «Эльбрусы», BE решила избрать путь наименьшего сопротивления и наивысшей эффективности — лицензировать чужую технологию, а не создавать архитектуру с нуля, что растянулось бы на долгие годы. В случае с Baikal-T1 выбор пал на MIPS Warrior P-Class P5600 от британской компании Imagination Technologies. Последняя известна прежде всего разработкой графических ускорителей для мобильных процессоров PowerVR. T1 позиционировался как энергоэффективное решение с низким выделением тепла для встраиваемых компьютеров, Wi-Fi-роутеров, банкоматов и тому подобного.
Конечно, тогда у многих возник вопрос о том, можно ли считать спроектированные в России процессоры на иностранной архитектуре пригодными для импортозамещения. Мол, разве в архитектуре или ядрах не может быть ЦРУшных закладок? Однако компания настаивала и продолжает настаивать, что их участия в создании процессоров на основе чужих технологий хватает для обеспечения безопасности, достаточной для использования в госсекторе. По словам BE, российское проектирование и программирование чипов позволяет контролировать исполнение кода буквально от подачи питания на процессор.
Как бы там ни было, со временем ставка Baikal Electronics немного сыграла. В 2018 году после покупки Imagination Technologies компанией Wave Computing архитектура MIPS стала открытой. Компания надеялась привлечь разработчиков для поддержания актуальности платформы. Правда, уже в 2019 году Wave Computing в срочном порядке без объяснений программу MIPS Open свернула.
Первые по/беды
Инженерные образцы Т1 увидели свет в мае 2015 года. Тогда же стали известны характеристики изделия: 2 ядра с частотой 1,2 ГГц, контроллер памяти DDR3 с поддержкой планок до 8 ГБ, энергопотребление около 5 Вт/ч и топология — 28 нм. Следом посыпались некомпетентные сравнения T1 с Pentium«ами и разочарованные вздохи потребителей, которые читали заголовки новостей про российские процессоры на сайте, например, про видеоигры и не вникали в суть.
И за всем этим негативом широкими массами не были услышаны трезвые рассуждения о том, что Baikal-T1 никогда и не позиционировался как конкурент флагманских моделей Intel. А если уж и сравнивать T1 с продукцией американского вендора, то только с Intel Atom, который к тому моменту совсем недавно перешёл с 22-нанометровой топологии на 14-нанометровую. Согласитесь, на фоне 14 и 22 нанометров 28 уже не кажутся таким уж отсталым техпроцессом? Само собой, BE не сильно реагировала на подобную критику, хотя в интервью то и дело объясняла разницу.
В первом квартале 2016 года BE объявила о запуске промышленного производства Т1 в Тайване на фабрике TSMC. Тогда же стало известно, что компания заказала партию в 100 тыс. изделий и планирует продавать их по 60 долларов за штуку при закупке 100 процессоров за раз. Представители компании сообщали о наличии более 100 клиентов, из которых 20 — зарубежные. В качестве примера были приведены российский разработчик телеметрических комплексов «Акситех» и тайваньский производитель электроники Lanner.
В том же 2016 году Минпромторг наделил Baikal-T1 статусом интегральной схемы (ИС) отечественного производства. Что иронично, процессор дочки «Т-Платформы» получил этот статус раньше, чем изделие «Микрона» или МЦСТ. Хотя очевидно, что в тех же «Эльбрусах» российского уж точно не меньше. Тут, правда, стоит отметить, что согласно закону «О критериях отнесения промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведённых в Российской Федерации» есть две степени «отечественности» ИС. К первому уровню относят схемы, которые и спроектированы, и изготовлены на территории России, а ко второй — те, которые только спроектированы. Так или иначе, T1 оказался первым процессором, который получил один из двух этих статусов.
С почином
Возвращаясь к разговору о том, что «толстые» процессоры могут быть актуальными. Многих потребителей реклама научила тому, что процессоры — это прежде всего компьютеры и смартфоны. А компьютеры и смартфоны — это всегда острие технологического прогресса, где процессор с топологией ниже 10 и 7 нанометров считается старьём.
Однако действительность такова, что сегодня всеми любимая компания TSMC наравне с фабриками по производству 5-нанометровых ИС строит линии для выпуска процессоров со схемами «толщиной» 28, 65 и 90 нм. И эти линии всегда загружены. Потому что даже такие процессоры сегодня массово используются в общественных информационных системах, в офисном оборудовании, в транспорте и много где ещё. Там, где мощность флагманских процессоров не потребуется ни при каких обстоятельствах.
Именно поэтому первым устройством на платформе Baikal-T1 стал не геймерский настольный компьютер (хотя были блогеры, которые пытались использовать его и в таком сценарии), а «всего лишь» система числового программного управления (СЧПУ) для металлообработки «Ресурс-30» от компании «Станкопром». Анонс его случился на выставке «Металлообработка» в 2015 году.
Всеволод Опанасенко
А первым серийным компьютером в более или менее привычном всем исполнении на Baikal-Т1 стал мини-десктоп «Таволга 2ВТ1» для нужд офисных рабочих. В России «Таволгу» ждало большое будущее, ведь в 2016 году в рамках исполнения плана гарантированных госзакупок российской микроэлектроники МВД объявило о намерении приобрести более 100 тыс. мини-десктопов на Baikal-T1 для оборудования рабочих мест служащих. Но начать силовики решили с малого: в ноябре был подписан контракт о закупке более 9000 терминалов «Таволга» для проведения экзаменов на водительские права. Но даже с поставкой этой партии у «Т-Платформы» и Baikal Electronics возникли проблемы. Причём до сих пор не до конца понятно, по чьей именно вине.
Однако стоит отметить, что именно МВД были инициаторами конфликта. Сначала силовое ведомство не устроили темпы импортозамещения, а после — работа компьютеров и их комплектация. Причем в последнем случае претензии были, мягко говоря, неоднозначные. Например, МВД не устроили отсутствие активного охлаждения в терминалах «Таволга» (но должно ли оно там быть при таком процессоре?) и невозможность расширения оперативной памяти (при этом стоковую планку 2 ГБ всё же можно вынуть из материнской платы и заменить на 8 ГБ).
В общем, по итогу, несмотря на проведение экспертиз, которые опровергли претензии МВД, виноватых всё равно нашли. Ими стали Всеволод Опанасенко из «Т-Платформ» и бывший глава департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД Александр Александров. Оба сегодня находятся под домашним арестом.
Впрочем, Baikal Electronics не унывает. Ведь ещё в 2014 году компания анонсировала другой процессор — Baikal-M. Он тоже выполнен по 28-нанометровому техпроцессу, но уже на архитектуре ARM. Также у фаблесса два крупных релиза на носу: серверный процессор Baikal-S и энергоэффективный Baikal M Lite. Но подробности о них, а также о других ключевых фигурах в истории компании, расскажу в следующий раз.