Путь прогресса
Очередной виток споров о снижении интенсивности научно-технического прогресса начался со статьи Innovation Starvation всеми любимого писателя-фантаста Нила Стивенсона. В ней он, в частности, утверждает, что ожидания будущего, сформулированные в научно-фантастических романах, не сбылись, а место серьезных научных изобретений в головах людей понемногу занимают маркетинговые безделицы: мобильная электроника, социальные сети, веб-сервисы и т.д. Было бы опрометчиво оппонировать такому авторитетному человеку, но нельзя не сказать, что есть и другой — более оптимистический взгляд на современное состояние науки и фундаментальных исследований. Возможно, поводов для пессимизма значительно меньше, чем кажется на первый взгляд.
Действительно, колонизация Марса, путешествия в другие галактики, увеличение среднего срока жизни до 300 лет, искусственный разум, космические станции размером с луну и прочие атрибуты НФ прошлого века пока не проходят в игольное ушко законов мироздания. Зато в самой ближайшей перспективе у человека появятся принципиально новые и невероятно эффективные инструменты для работы с данными: Big Data (обработка и извлечения информации из огромных объемов неструктурированных, непрерывно пополняющихся данных) и Machine learning (искусственный интеллект в виде обучающихся алгоритмов). Конечно, это звучит не так впечатляюще, как мир-кольцо, построенный вокруг звезды, но результаты применения этих инструментов изменят нашу жизнь настолько, что большая часть классической научной фантастики перейдет в категорию детского чтения.
Возьмем простой пример: герои фантастических романов общаются с бортовыми компьютерами и инопланетянами на естественном языке, а его переводом занимается некое устройство или программа, настолько самоочевидная, что ее, как правило, даже не упоминают. В реальности автоматический перевод устной речи — задача, над которой ученые бились более 60 лет, и только с появлением технологий, о которых я говорил выше, смогли вплотную подойти к ее решению. В октябре прошлого года на конференции, проходившей в Китае, Рик Рашид, руководитель Microsoft Research, продемонстрировал синхронный машинный перевод своей речи (на английском) на язык аудитории (путунхуа).
А теперь давайте представим, как способность компьютера понимать и интерпретировать естественный язык изменит наш мир? Туризм, общение, обучение? Это — то, что лежит на поверхности. На самом деле перемены будут значительно масштабней:
· Каждый человек на планете сможет позвонить каждому по Skype и спросить: «Как дела?».
· Рынок (в том числе и рынок труда) станет по-настоящему глобальным.
· Сказанное и написанное слово не будут различаться, что, скорее всего, приведет к упрощению практик, принятых в юридических и других «письменных» процедурах.
· Человек сможет полноценно взаимодействовать с компьютером и другими устройствами с помощью речи.
· Люди еще немного приблизятся к пониманию того, что все формы шовинизма и ксенофобии атавистичны.
А главное — решение проблемы S2S (Speech to Speech Real-Time Translation) — это лишь один из почти бесконечного ряда возможностей применения Big Data и Machine learning.
Мы живем в эпоху великих научных открытий, которые происходят на наших глазах, просто они не такие громоздкие, как виделось инженерам-идеалистам прошлого. Научный прорыв нового тысячелетия будет направлен не вовне, а внутрь: новые возможности коллективного взаимодействия и работы с информацией изменят в первую очередь наше восприятие мира и общественное устройство, а потом, возможно, появятся межгалактические корабли, вечная жизнь и настоящие инопланетяне.