Психологи разобрались в действиях человека
На первый взгляд кажется, что в том, чтобы взять, например, чашку кофе и сделать из нее глоток, нет ничего особенного. Но на самом деле, как говорит профессор Кристиан Фрингс, из Университета Триера, даже в этом простом действии проявляются удивительные возможности мозга, который управляет всем, что мы делаем.
В психологии существует множество моделей, описывающих различные аспекты действий. Одни объясняют как мы выучиваем новые движения — например, учимся играть в теннис, другие — как мотивы стоят за нашими действиями. Однако до сих пор не существовало полной модели, объясняющей процесс действия в целом. Но похоже, что исследовательской группе под руководством профессора Фрингса удалось заполнить этот пробел.
«Мы хотим перекинуть мост между регуляцией действия, обучением, памятью и мотивацией», — объясняет Фрингс. Центральное место в модели, предложенной учеными, занимает представление о том, что действие состоит из комбинации определенных признаков объектов, движений и эффектов. Когда мы, например, печатаем текст, то объектом выступает клавиатура, движением — напряжение мышц в пальцах, а эффектом — напечатанные буквы. При повторении признаков происходит вызов их более ранних комбинаций, и каждый следующий текст мы можем печатать немного быстрее предыдущего.
И эта модель показывает, что процесс интеграции признаков и процесс вызова независимы друг от друга, что имеет весьма серьезное значение. Получается, что такие процессы как внимание, мотивация или обучение могут быт направлены на два различных аспекта регуляции действия — при возникновении комбинации признаков и при вызове их более ранних версий. Когнитивная система имеет автоматически действующие контрольные механизмы, которые не позволяют сохранять неэффективные или несовместимые комбинации, но, как утверждают ученые, этот процесс тоже можно искусственно направлять.
Авторы исследования считают, что их модель может иметь самое широкое применение — не только в теоретических исследованиях регуляции действий, но также, например, при разработке методов психотерапии или же для улучшения работы автомобильных помощников, которые помогают действиям водителя.