Психическое развитие ребенка зависит от микробиома кишечника

05.07.2021, 13:40
Новое исследование американских ученых показывает, что сила реакции страха у маленьких детей зависит от состава микробиома их кишечника. Однако если ребенок испытывает страх избыточно или — наоборот — не в полной мере, во взрослой жизни он, вероятно, будет страдать от различных психических расстройств.

Почему маленькие дети по-разному реагируют на опасные ситуации? Ученые выяснили, что на это влияет микробиом их кишечника, который в течение первого года жизни влияет на формирование миндалевидного тела, ответственного за принятие быстрых решений.

Пищеварительная система человека является домом для огромного сообщества микроорганизмов, известного как кишечный микробиом. От его состава напрямую зависит здоровье и качество жизни человека. Например, ранее мы рассказывали, что микробиом кишечника связан с проблемами со сном.

Чтобы определить, связан ли микробиом кишечника с реакцией страха у детей, ученые Мичиганского университета (США) провели экспериментальное исследование с участием 30 младенцев. Исследователи тщательно отбирали когорту, чтобы отследить как можно больше факторов, влияющих на микробиом кишечника. Например, все дети находились на грудном вскармливании, и ни один из них не принимал антибиотики.

«Реакции страха — это нормальная часть развития ребенка. Дети должны осознавать угрозы в своей среде и быть готовыми реагировать на них. Но если они не могут ослабить эту реакцию, когда они в безопасности, это может привести к повышенному риску развития тревоги и депрессии потом. А дети с приглушенными реакциями страха в будущем могут страдать от диссоциального расстройства личности», — рассказала автор исследования Ребекка Никмейер.

Сначала специалисты изучили микробиом детей, проанализировав образцы стула. Затем оценили их реакцию страха с помощью простого теста — они наблюдали, как вели себя младенцы, когда в комнату заходил человек в страшной хэллоуинской маске.

Оказалось, что дети с недостатком в кишечнике некоторых бактерий, испугались сильнее, чем дети со сбалансированным микробиомом.

Для выделения причин такой взаимосвязи команда ученых визуализировала мозг детей с помощью МРТ. Они обнаружили, что состав микробного сообщества в течение первого года жизни связан с размером миндалевидного тела, которое является частью мозга и участвует в принятии быстрых решений о потенциальных угрозах.

обсудить