«Пространство» Джеймса Кори: фантастика, заслужившая "Хьюго"
Серия началась в 2010 году с романа «Пробуждение Левиафана», и стремительно завоевала популярность, а также получила множество положительных отзывов от читателей и журналистов. Сейчас авторы (Джеймс Кори — это псевдоним двух писателей, Даниэла Абрахама и Тая Фрэнка) готовят к выходу заключительный девятый роман. По книгам выходит одноименный сериал на Amazon, который тоже удостоился множества высоких оценок.
В честь завоевания «Пространством» «Хьюго» рассказываем, почему этот цикл заслуживает звания лучшей научной фантастики последних лет.
Будущее, в которое веришь
События разворачиваются в двадцать третьем веке, когда человечество освоило Солнечную систему. Однако проблем у человечества хватает. Земля страдает от перенаселения. Марс, добившийся независимости, претендует на то, чтобы стать главной силой в системе. А астероидяне (те, кто живут на базах Пояса астероидов) страдают от бедности, нехватки воды и тяжелых условий, и с полным основанием считают, что обитатели планет эксплуатируют их труд. При этом вырваться за пределы Солнечной системы человечество пока не может, и конфликты в ней накаляются, грозя в любой момент перейти в вооруженное противостояние.
Создатели «Пространства» тщательно подошли к моделированию технологий будущего, постаравшись сделать их предельно достоверными. Добыча ледников на астероидах? Военные конфликты в космосе? Жизнь на базе Цереры, где слабая гравитация влияет на телосложение и скелет людей? Какой аспект книг ни возьми — везде чувствуется серьезный научный подход. При этом в романах нет многостраничных технических описаний — авторы тщательно вплетают знакомство с миром будущем в динамичное повествование.
В классической фантастике нередко описывали этакий «золотой век» цивилизации, когда жизнь кипела во всей обитаемой части Солнечной системы. В «Пространстве» же авторы стараются показать будущее, каким оно может оказаться на самом деле. Как и в реальном мире, здесь есть свои плюсы и минусы. Хороша ли жизнь в этом будущем? Спросите об этом богача с элитным участком на Луне — он скажет одно. Спросите солдата с милитаризованного Марса — и он ответит по‑своему. Астероидянин, возможно, и вовсе на ваш вопрос отвечать не станет, ведь к землянам у них отношение крайне отрицательное
Гармоничное сочетание жаров
С самого начала в «Пространстве» интригующе сочетаются разные жанры. Например, в первом романе сюжетная линия полицейского Миллера с Цереры — самый настоящий нуарный детектив. А приключения космического корабля «Росинант» поначалу по духу напоминает сериал «Светлячок» — группа героев, у каждого из которых полно секретов в шкафу, волей случая объединяются в одну команду, чтобы просто выжить.
Практически каждый последующий роман цикла тоже предлагает читателям интересное смешение жанров и что-то новое. В «Пространстве» найдет место и политическому триллеру, и космическому боевику, и хоррору, и сюжету о колонизации иных планет. Немного найдется серий, которые могли бы предложить читателям сочетание такого количества разнообразных жанров. При этом авторы очень органично вписывают различающиеся по стилю в рамки своего фантастического мира.
Умелое обращение с научными идеями и фантастическими допущениями
Большие знатоки космической фантастики, читая «Пространство», подмечают, что авторы делают немало отсылок к классике жанра. Но при этом традиционные сюжетные ходы и идеи регулярно получают в книгах Кори новое звучание.
В одной из статей Абрахам и Фрэнк писали: «Создание фантастики — это гонка между авторским воображением и прогрессом науки и истории». В «Пространстве» отчетливо видно, насколько скрупулезно авторы относятся к новейшим изобретениям, открытиям и научным теориям.
Например, уникальное магнитное поле, покрывающее луну Юпитера — Ганимед — вдохновило писателей на пару сюжетных ходов. Они также много общались с сотрудниками лабораторий Jet Propulsion, NASA и Virgin Galactic, чтобы опираться на передовые исследование и достоверно изображать технологии будущего.
Впрочем, нашлось в цикле место и для совсем уж «фантастических» концепций вроде столкновение с творениями иного разума, космических порталов или путешествий по новым неизвестным планетам, с чем наука пока дела не имеет. Но и в таких случаях, когда авторам остается полагаться только на свое воображение, они стараются, чтобы происходящее выглядело как можно более правдоподобно.
Постоянный рост накала интриг и масштабов событий
Девять книг — это прилично даже для фантастики, поклонники которой привыкли к длинным сериалам. Но может ли цикл, который с первой же книги начинается очень динамично, не сбавить накал сюжета и более того, прибавлять в размахе с каждым томом? Оказывается, может.
Как уже упоминалось, в «Пространстве» одни поджанры фантастики сменяются другими, что позволяет циклу избежать «топтания на месте» и самоповторов, которыми нередко страдают длинные сериалы. Смена декораций, конфликтов, антагонистов — все это помогает книгам Джеймса Кори сохранять свежесть и регулярно преподносить сюрпризы.
Более того, если поначалу сюжет сосредоточен на небольшой группе персонажей и может показаться камерным, то со временем события приобретают нешуточный размах. Недаром порой «Пространство» называются «Игрой престолов» в космосе. Авторы показывают события с множества разных точек зрения, не боятся подвергать героев тяжелым испытаниям и подчас убивать популярных персонажей, события цикла охватывают не одно десятилетие и за это время человечество ждет множество потрясений и радикальных перемен. Да, в отличие от многих фантастических вселенных мир «Пространства» отнюдь не статичен — он регулярно меняется, иногда из-за действий героев, иногда вопреки им — и благодаря этому выглядит очень живым.
Кроме того, «Пространство» — этот тот случай, когда политические интриги действительно важны для сюжета. От переговоров может зависеть судьба всего человечества, от слов и поступков персонажей — то, смогут ли им довериться в решающий момент. Вдобавок авторы умело показывают, почему публика поддерживает одних лидеров и недолюбливает других, и как умело некоторые личности манипулируют толпой.
Драматичная история о ярких персонажах
Никакие прорывные научные концепты или неожиданные сюжетные повороты не сделали бы «Пространство» выдающимся циклом, если бы яркие персонажи, вызывающие неподдельные эмоции. Практически любой герой, оказывающийся в центре событий, находит, чем подкупить читателя. За разношерстную команду Джеймса Холдена искренне болеешь — сначала потому, что они не сдаются, оказавшись в тяжелейшем положении и перед лицом таинственного и кажущегося непобедимым врага. Затем — потому что привязался к этим людям, узнал тайны их прошлого, вместе с ними прошел через огонь и воду.
Вообще, под слоем интриг, боевых сцен, космических путешествий и опасностей лежит история о людях и о проблемах, многие из которых можно назвать весьма злободневными. Борьба с ксенофобией, опасность самообмана, психология лицемерных лидеров, готовых предать собственных детей. Однако серия не строится на сплошном негативе — разумного, доброго, вечного в книгах тоже хватает, как и хорошего юмора. Все это делает «Пространство» не просто очередным космическим приключением, но еще и очень актуальной, серьезной и жизненной историей, которая оставляет у читателя долгое послевкусие.