Прости, Грета: почему глобальный локдаун не поможет экологии
Более четырех миллиардов людей на нашей планете находятся в режиме локдауна, читай — карантина, из-за пандемии коронавируса. Однако выделение СО2, тем не менее, снизилось незначительно, пишет журнал Scientifiс American. Как отмечают ученые, благодаря самоизоляции выбросы в 2020 году сократятся более чем на 5%, что является самым большим ежегодным сокращением за всю историю наблюдений. Но даже такое значительное снижение оказывается ниже 7,6%, то есть уровня, который ученые-климатологи считают необходимым, чтобы остановить повышение глобальной температуры на Земле на критические 1,5 градуса. Причем снижаться выбросы СО2 должны на 7,6% ежегодно в течение следующих десяти лет!
«То, что мы называем экономической катастрофой, является вовсе не тем, что нам нужно, а лишь скромным сокращением загрязнения воздуха», — говорит Тревор Хаузер, руководитель исследований климата и энергии в Родиум групп.
Если режим карантина продолжится в течение всего года, то уровень выбросов превысит прогнозы. Как отмечается в статье, экономики мира уже начинают восстанавливаться. Например, в феврале в Китае выбросы сократились на 25%, но затем они стали возвращаться к исходным значениям. В США в период между 15 марта и 14 апреля выбросы сократились на 15−20%. Но даже учитывая эти показатели, аналитики считают, что экономика во второй половине года восстановится и выбросы снова вернуться на прежний уровень. И даже если выбросы в течение года сократятся на 25%, то остальные три четверти углекислого газа и вредных примесей никуда не исчезнут.
Нефть и уголь — как главные источники выбросов СО2
Результатом нынешней пандемии стало резкое падение спроса на нефть, и все же мировая экономика продолжает потреблять много черного золота. Согласно одному из прогнозов, во втором квартале 2020 года мировая экономика будет потреблять 76,1 миллиона баррелей нефти в сутки (в 2018 году этот показатель за год составил 99,8 млн баррелей в сутки). Кому же нужно все это сырье?
Во-первых, спрос на бензин и авиатопливо резко снизился, но не исчез полностью. К примеру, а последние четыре недели американские переработчики отправили на рынок в среднем 5,5 млн. баррелей бензина. Спрос на дизельное топливо снизился, но потери были ограничены благодаря устойчивости грузовых и морских перевозок. Международное энергетическое агентство ожидает, что спрос на дизельное топливо в 2020 году снизится всего на 7% по сравнению с предыдущим годом.
Существуют еще и продукты нефтехимии, которые были затронуты кризисом неравномерно. Объем пластмасс, используемых в производстве автомобилей, снижается, но количество пластмассы, используемой для упаковки пищевых продуктов, наоборот, растет: автомобили и самолеты могут оставаться на стоянках, но потреблению нефти это не мешает.
По словам Хаузера, этот кризис показывает, насколько сложной будет декарбонизация экономики исключительно посредством коррекции поведения. Индивидуальные решения о том, чтобы не ездить или не летать, обеспечивают лишь ограниченное сокращение выбросов, но не особо влияют на него. «Нам нужны технологические решения, которые позволят нашей экономике работать на 100% при ежегодном сокращении на 5−8%», — резюмирует ученый.
По оценкам Глобального углеродного проекта, выбросы в 2019 году выросли на 0,6%, достигнув в общей сложности 36,8 гигатонн. Перевозки составили около 20% от общего объема выбросов, а автомобильные перевозки — около половины этой доли. Наземные автомобильные перевозки снизились на 54% в Великобритании, на 36% в Соединенных Штатах и на 19% в Китае. Но в это же время в Китае выбросы от использования угля (7,3 гигатонн) превышают все мировые транспортные выбросы, за исключением международных авиа и морских перевозок. Согласно Карбон Бриф, добыча угля в Китае в феврале сократилась, но в марте она начала восстанавливаться. А всего на долю угольного топлива приходится 40% всех выбросов СО2 в мире.
Есть и любопытные данные по Индии, которые показывают, что выработка энергии на угольных электростанциях в этой стране снизилась и колеблется на уровне около 1,9 гигаватт-часов, по сравнению с 2,3 ГВт-ч 24 марта — в день, когда страна была переведена в режим локдауна. Тем не менее, с понедельника по среду на уголь приходилось примерно две трети выработки электроэнергии. По данным Глобального углеродного проекта, выбросы угля в Индии в 2019 году составили 1,7 гигатонн по сравнению с выбросами угля в 1,1 и 0,8 гигатонн в США и Европе соответственно.
«Существует огромное количество технологий, необходимых для обеспечения декарбонизации, которую так хочет весь мир, а на то, что сейчас происходит с климатом, в основном влияют только Китай и Индия. Поэтому жертвовать экономическим ростом ради сокращения выбросов, нет никакого желания», — говорит директор американского Института климата и энергии Зик Хаусфатер.