Происхождение сифилиса: «модная болезнь» все-таки пришла из Америки
Весной 1495 года итальянская кампания французского короля Карла VIII была прервана из-за вспышки неизвестной болезни с высокой смертностью, которая быстро охватила всю Европу и вызвала серьезные нарушения физического и психического здоровья выживших. Эта задокументированная эпидемия интерпретируется как первое историческое упоминание о сифилисе.
Происхождение сифилиса является предметом многолетних дебатов. Вспышка заболевания в конце XV века произошла вскоре после возвращения Колумба и его команды из их экспедиций в Америку, что заставило некоторых предположить, что контакты с новыми землями и людьми имели прямое отношение к внезапному распространению болезни.
Хотя многие инфекционные заболевания в ранний колониальный период распространились на запад, из Старого Света в Новый, где они привели к разрушительным последствиям для коренных народов, сифилис — одно из немногих заболеваний, которое, вероятно, двигалось по глобусу в обратном направлении.
Колумбова гипотеза появления в Старом Свете сифилиса с годами приобрела популярность, но по-прежнему подвергается сомнению. Причины сомнения объясняются найденными повреждениями обнаруженные на костях жителей средневековой Европы. Как у тех, кто долгое время болел сифилисом, так и у тех, кто родился с инфекцией, развиваются специфические изменения в костях и зубах. За последние несколько десятилетий в Европе было найдено несколько скелетов с такими изменениями, относящихся к периоду ранее 1492 года, то есть до того, как Колумб отплыл в Америку.
Многие критики Колумбовой теории происхождения сифилиса считают, что история «модной болезни» в Европе началась задолго до Колумба, а эпидемия в конце XV века произошла по причинам, не зависящим от новых контактов. Но ни одна из теорий не нашла стопроцентного подтверждения.
Анализ геномов древних возбудителей
Анализ ДНК патогена, извлеченного из найденных археологами костей, может склонить чашу весов в пользу одной из теорий. Эта методика уже помогла пролить свет на историю чумы, туберкулеза, проказы и натуральной оспы. Однако изучение истории сифилиса оказалось более сложной задачей.
«Из археологических останков были выделены и реконструированы несколько геномов бледной трепонемы (Treponema pallidum) и ее близких родственников, но они не смогли ответить на основные вопросы, связанные с доколумбовой или постколумбовой теорией возникновения сифилиса», — говорит Кирстен Бос, руководитель группы молекулярной палеопатологии в Институте эволюционной антропологии имени Макса Планка.
Исследование, проведенное под руководством Кирстен Бос и Йоханнеса Краузе, директора отдела археогенетики Института Планка в Лейпциге, позволило ученым сделать важный шаг к разрешению давнего спора. Работа опубликована в журнале Nature.
Работая с учеными и археологами из нескольких стран Северной и Южной Америки, исследователи сосредоточили свое внимание на археологических костях, которые имели повреждения, сходные с сифилитическими, и относились к заведомо доколумбовой эпохе.
«Мы знаем, что инфекции подобные сифилису встречались в Северной и Южной Америке на протяжении тысячелетий, но только по характеру поражений невозможно достоверно поставить диагноз», — комментирует Кейси Киркпатрик, палеопатолог, принимавший участие в исследовании Боса и Краузе.
Патология костей не может достоверно сказать, возникла ли эта болезнь на американском континенте, или же она пришла из Азии в далеком прошлом и просто сопровождала группы людей во время раннего заселения Америки около 15 000 лет назад.
Используя самые современные методы, команда смогла восстановить и проанализировать пять древних геномов возбудителей заболеваний, сходных с сифилисом, из Мексики, Чили, Перу и Аргентины.
Микробиолог Лесли Ситтер взяла на себя задачу собрать воедино древние молекулярные загадки: «Хотя сохранение и анализ генетического материала представляло серьезные трудности, мы смогли уверенно определить взаимосвязь между вымершими формами микроорганизмов и штаммами, которые сегодня циркулируют по миру и негативно отражаются на здоровье людей».
Болезни, похожие на сифилис, появились в Северной и Южной Америке еще до Колумба.
Сифилис является основной болезнью семейства бактериальных инфекций, в которое также входят фрамбезия (тропическая полипапиллома) и лихорадка Беджела. Они классифицируются как «забытые» тропические болезни, но периодически встречаются в экваториальных регионах по всему миру. Возбудителями инфекций являются разновидности T. pallidum.
Ученый Родриго Баркера ранее работал с археологическими останками из колониальной Мексики и подтвердил наличие как сифилиса, так и фрамбезии в Мехико к началу XVII века.
На базе полученных древних геномных данных становится ясно, что до прибытия Колумба Америка была мастом достаточно широкого распространения этой группы заболеваний.
«Мы видим вымершие родственные линии возбудителей всех известных форм этого семейства заболеваний, что означает, что сифилис, болезнь Беджела и фрамбезия — это наследие патогенов, которые когда-то циркулировали в Северной и Южной Америке», — утверждает Баркера.
«Данные явно указывают на то, что сифилис и его известные родственники были распространены в Северной и Южной Америке, и их распространение в Европе, начиная с конца XV века, вполне согласуется с этими данными», — добавляет Кирстен Бос.
В 1500 году произошел очередной всплеск сифилиса и фрамбезии. Масштабы и интенсивность заболеваемости в Европе в XVI веке обусловлены экспансией белых людей в Северной и Южной Америке и Африке и развитием работорговли.
«В то время как коренные американцы страдали от древних форм этих заболеваний и выработали иммунитет, европейцы стали для возбудителей свежим материалом и обеспечили распространение сифилиса по всему миру», — заключает Лесли Ситтер.
Возникает вопрос, как же согласуется американское происхождение сифилиса с данными о сифилитических поражениях костей, владельцы которых, как утверждается, жили в Европе до 1492 года?
«Поиск более ранних форм будет продолжен, и древняя ДНК, несомненно, станет ценным ресурсом», — комментирует Краузе. «Никто достоверно не знает, какие забытые заболевания, сходные с сифилисом, циркулировали среди людей и животных до того, как в Европе появился сифилис и сходные с ним инфекции».
Любопытно происхождение слова «сифилис». Основная версия — его ввёл в обиход итальянский врач, поэт и популяризатор науки Джироламо Фракасторо (1483–1553). Он написал на латыни мифологическую поэму «Сифилис или галльская болезнь». Ее персонаж свинопас Сифилус (дословно в переводе с древнегреческого «любящий свиней») насмехался над богами. Олимпийцы осерчали и наградили дерзкого свинопаса позорной болезнью.
Менее популярная теория связана с Сифилом — сыном царя Фив Антиона и дочери Тантала Ниобы. Многодетная Ниоба похвалилась своей плодовитостью перед богиней Лето, у которой было только двое детей. Возмущенные дети Лето Артемида и Апполон извели мужа и всех детей Ниобы. Сама Ниоба от горя превратилась в скалу. Но в этом мифе нет упоминаний ни о какой заразной болезни.
Ранее ученые рассказали, как сладкая полынь лечит описторхоз.