Призма Моисеенкова: Как устроен проект Prisma и сможет ли он повторить успех MSQRD

В середине июня 2016 года вирусную популярность в соцсетях стало набирать приложение Prisma, позволяющее сделать из любой фотографии «картину» в стиле известных художников. Мнения пользователей разделились — кто-то считает, что это очередной аналог более ранних проектов, позволяющих накладывать фильтры на приложения, а кто-то уже прикидывает, сколько Марк Цукерберг может заплатить за такой сервис.

Редакция vc.ru пообщалась с участниками проекта и экспертами рынка, чтобы предположить, какое будущее уготовано Prisma.

Приложение Prisma было опубликовано в App Store 11 июня 2016 года. Версии для Android пока нет, но создатели обещают, что она появится в начале июля.

В основе сервиса лежит использование нейросетей: на изображение не накладывается фильтр, а фотография заново отрисовывается в стиле, заданном пользователем. Это могут быть как известные художники — Рауль, Шагал, Кандинский, — так и другие узнаваемые образы вроде комиксов DC.

В интервью с TJ основатель проекта Алексей Моисеенков заявил, что команде удалось добиться самой высокой скорости работы среди конкурентов, однако Prisma способна работать только с заготовками — пользователь не имеет возможности задать собственный стиль.

Про монетизацию сервиса речь пока не идёт, продукт будет бесплатным для пользователей. Моисеенков признаётся, что приложение готовили к запуску полтора месяца.

Медиаконсультант Александр Амзин в комментариях к записи на Facebook издателя Look At Media Алексея Амётова объяснил, чем такая технология отличается от обычного фильтра в Photoshop: «Никто толком не понимает, почему оно рисует именно так. Оно само принимает решения на основе заданных ему образцов». Он напомнил, что точно так же работает нейронная сеть, обыгравшая чемпиона мира по игре го — правилам её никто не обучал, — и так же учатся нейросети беспилотных автомобилей Google.

Это очередная фаза внедрения технологии — сначала прототип, потом единичные проекты, теперь массовые сервисы, причем с обработкой объектов, а не только с распознаванием (Microsoft с какого-то времени использует нейрооблако, чтобы понимать, что на ваших фотках и тегировать фотографии).

— Александр Амзин

Кто стоит за проектом

Моисеенков начал проект Prisma во время работы в My.com, международном подразделении Mail.Ru Group. Остальные сотрудники прежде работали в «Яндексе» —, а один из них работает там и поныне. Всего в проекте четверо участников — два разработчика, дизайнер и гендиректор Моисеенков. 20 июня стало известно, что Моисеенков покидает Mail.Ru Group. В комментарии «Ведомостям» он выразил благодарность бывшей команде — «Они крутые и благодаря им отчасти все так вышло».

19 июня на официальной странице Mail.Ru Group в Facebook появилась запись, посвящённая Prisma: «Уже неделю социальные сети и сторы взрывает приложение Prisma, созданное нашим сотрудником Алексей Моисеенков. Мы верим в колоссальные возможности нейросетей, успех Prisma открывает перед Mail.Ru Group новые горизонты. Мы поздравляем Алексея и других наших коллег, кто помогал ему с идеями».

По мнению журналистов «Ведомостей», в этой публикации может содержаться намёк на то, что холдинг может «претендовать» на сервис. Собеседники издания говорят, что такая ситуация возможна, но конкретных планов пока нет. Пресс-служба холдинга отказалась комментировать для vc.ru проект Prisma, подробности его создания и планы по сотрудничеству.

Между тем, ситуация, когда крупная компания приобретает проект бывшего сотрудника, российскому рынку известна — в 2015 году «Яндекс» приобрёл 10% в проекте «Едадил», созданный Натальей Шагариной, продакт-менеджером российского поисковика.

Ментор проекта Николай Давыдов рассказал vc.ru, что Prisma планирует выстраивать партнёрские отношения с Mail.Ru Group — по его словам, сотрудники холдинга «очень помогали» при создании сервиса, и «в России единицы компаний, которые могут похвастаться атмосферой, в которой могут развиваться такие таланты».

Mail.Ru Group и «Яндекс» — две альма-матер проекта, в которых члены команды Prisma научились всем тем крутым скиллам, которые позволяют запускать продукты мирового класса со взрывным ростом

— Николай Давыдов, сооснователь Gagarin Capital

Записи про Prisma на своих страницах в Facebook публиковали также вице-президент Анна Артамонова — «Алексей всё-таки сотрудник моего уютного бизнес-юнита, так что мне точно есть чем гордиться» — и руководитель холдинга Дмитрий Гришин. Чуть ранее на его странице появилась запись c изображением, созданным при помощи конкурирующего сервиса — Mlvch.

Основатель Pruffi и проекта «Антирабство» Алёна Владимирская на своей странице в Facebook также прокомментировала отношение холдинга к создателям проекта:

Самое крутое для меня в истории с Prisma то, что «Яндекс» на уровне нескольких звучащих людей сейчас говорит: «Этот человек у нас работал». Да, работал, но ушел.

А Mail.Ru Group, в котором создатель Prisma работает, на уровне первых руководителей (Гришин, Артамонова) пишет — как круто, что люди, работающие у нас, создают такие продукты. Не примазываясь — типа, у нас создал, а честно сообщая — создал в свободное время, и Prisma — не продукт Mail.Ru.

Но мы не в суды про соавторство продукта идем (как, кстати, делала не раз Google — вспомните их знаменитый иск про все, что сделано на оборудовании Google и в рабочее время, из которого родилось «правило 20 процентов»), а гордимся, что такие умные и талантливые люди работают с нами.

Очень красиво и правильно это, на мой взгляд.

— Алёна Владимирская, Pruffi

При подготовке этого материала Моисеенков отвечал изредка и с большими перерывами — знакомые основателя компании объясняют это тем, что участники проекта почти всё время посвящают работе и спят «по часу в сутки».

Юрий Гурский, вице-президент Mail.Ru Group и ментор MSQRD, по данным «Ведомостей» также участвует в проекте Prisma в качестве консультанта. На вопросы vc.ru он отвечать отказался — по его словам, «тема интересная, но никто не ожидал такого взлета», и его позиция для прессы на данный момент не выработана.

Успех проекта

По данным издателя Meduza Ильи Красильщика, приложение Prisma получает 300 тысяч установок в день в России. Пользователи сервиса публикуют несколько миллионов фотографий в день — пять тысяч изображений в секунду на пике активности. Моисеенков рассказал «Ведомостям», что на 20 июня Prisma получила уже 650 тысяч скачиваний только среди российских пользователей. Николай Давыдов спустя несколько часов после публикации сообщил vc.ru о 750 тысячах загрузок и 10 тысячах пользователей в онлайне.

Среди пользователей Prisma уже отметились популярные пользователи соцсетей, среди которых — модель Наталья Водянова и исполнитель Сергей Шнуров. Любовь «звёзд» к приложению в своё время стала одним из факторов быстрого взлёта MSQRD, который получил миллион пользователей за месяц работы. Компании стали использовать Prisma в своих проектах — к примеру, издание об играх Kanobu использовало изображения, созданные при помощи сервиса, в качестве иллюстраций к своим статьям на главной странице.

cd95a64bdc3250.png

Prisma за девять дней покорило рейтинги App Store во многих странах — в России, Белоруссии, Эстонии, Молдавии, Киргизии, Узбекистане, Казахстане, Латвии, Армении, Украине. Приложение получает высокие оценки от пользователей — по 4,5 звезды в России, США и Германии.

Успех Prisma спровоцировал рост скачиваний для приложений со схожими названиями — так, «раскраска для взрослых» PrismaJoy добралась до второй строки в рейтинге самых скачиваемых бесплатных приложений — сразу после самой Prisma.

В беседе с «Ведомостями» Моисеенков рассказал, что у команды «есть договорённости» по увеличению серверных мощностей, но «Prisma старается сдерживать рост по всему миру». Партнёром Prisma является хостинг-компания Servers.com. Гендиректор компании Алексей Губарев рассказал «Ведомостям», что каждый день хостинг-провайдеру приходится увеличивать мощность на 100% от изначальных показателей. Губерев отказался раскрывать коммерческие подробности взаимоотношений Servers.com и Prisma.

Один из неназванных собеседников издания отмечает, что успех команды заключается не в использовании принципа нейронных сетей, а в том, «что она нашла, как это сделать недорого и где найти мощности достаточного объема». 20 июня Николай Давыдов и Евгений Невгень опубликовали на своих страницах в Facebook информацию о том, что Prisma ищет новых DevOps-инженеров для работы с высоконагруженными сервисами. Вероятно, новые сотрудники необходимы для оптимизации серверных мощностей. На какие средства будут оплачиваться новые рабочие места, представители компании не сообщают.

Конкуренты

Почти одновременно с Prisma в App Store появилось приложение Mlvch (название — отсылка к известному художнику-авангардисту Казимиру Малевичу), которое так же делает небольшая российская команда.

В Mlvch, в отличие от Prisma, можно обрабатывать одно фото в день. За каждое следующее изображение необходимо доплатить 75 рублей. Создатель проекта Антон Пронин отметил в разговоре с TJ, что у Prisma более привлекательный для пользователя продукт, однако Mlvch предлагает большее количество стилей и другую глубину проработки.

У Prisma, по словам Моисеенкова, собственный алгоритм, который не создаёт на сервере очередь — в отличие от Mlvch. Пронин считает результат работы Mlvch «более артистичным» — изображение меньше похоже на оригинальную фотографию, и больше напоминает настоящую картину на её основе.

В TJ сравнили работу двух алгоритмов, используя одинаковые стили. Слева — результат работы Prisma, справа — Mlvch:

38b8325e423a8d.jpg

У Mlvch в правом нижнем углу расположено название сервиса — в отличие от Prisma. Подобный подход стал одним из факторов быстрого роста приложения MSQRD — заметная эмблема помогала пользователям быстро найти приложение в магазине, увидев изображение в соцсетях.

Создатель Mlvch в беседе с TJ вспомнил ещё несколько сервисов, выполняющих схожие функции: Dreamscope и deepart.io. У последнего отсутствует мобильное приложение, а качество работы Dreamscope Пронин считает неудовлетворительным.

Ждёт ли Prisma повторение успеха MSQRD

Судя по публикациям на странице Николая Давыдова (по всей видимости, имеющего доступ к тестовой версии приложения), следующая крупная функция — анимированные изображения.

Редакция vc.ru узнала у российских инвесторов, как они оценивают перспективы сервиса Prisma.

3019d0c7a66089.jpgМихаил ГуревичРуководитель фонда 101Startup

Любопытно, что обсуждая Prisma все в основном концентрируются на вопросах, где работают создатели и кому принадлежат права в реальности или гипотетически.

Между тем, о технологических достижениях никаких подробностей особо не слышно, а мои друзья из Долины и Израиля в один голос утверждают, что, судя по всему, речь идет о банальном использовании открытых «гугловых» кодов deep dream machine. И весь цимес в маркетинге и интерфейсе.

С последним трудно спорить на примере dreamify.io. Ну, а с десктопными вариантами типа dreamscopeapp.com или ostagram.ru и вовсе смешно сравнивать. Так что Prisma молодцы, надеюсь, что придумают, как развить это крутое начало. Маркетинг и UX на мировом уровне.

f117dcb273018c5bfb26.jpgИгорь Рябенькийуправляющий партнёр AltaIR Capital

Prisma — интересное приложение, и оно привлекательно для пользователей. Как и многие игрушки, оно рискует стать трендом на короткое время, а потом позабыться.

Артистические фильтры давно доступны как часть фоторедакторов и отдельных приложений, мобильное приложение делает их легкими в использовании и позволяет мгновенно опубликовать результаты.

Я думаю, при правильной политике продвижения, у приложения очень хорошие шансы. Монетизация такого рода приложений очень сложна, даже при модели freemium проекту удастся набрать только очень ограниченное количество пользователей.

MSQRD быстро набрал миллионы пользователей и был куплен, — думаю, у Prisma примерно тот же вектор развития.

a3494c8bd37ac9e2d781.jpgЕвгений Гордеевуправляющий партнёр Russian Ventures

Prisma — это пример, насколько люди по-разному видят мир. Ведь фильтры опираются на работы художников, у которых восприятие развито лучше остальных.

С точки зрения бизнеса все ясно — дополнительные фильтры, лучшее качество отрисовки, видео. Но, уверен, до этого даже не дойдет, и Apple купит приложение, чтобы встроить её в стандартные Photos.

7c13311e645f67.jpgИлья Королевинвестиционный менеджер ФРИИ

Будущее приложения сложно предсказать: пользовательский хайп может закончиться в любой момент, и приложение станет просто очередным набором фильтром для фотографий. Скорее, перед нами демонстрация развития технологий и возможностей, которые могут предлагать нейронные сети. Именно уникальность технологии и экспертиза команд будут играть главную роль при обсуждении условий потенциальной покупки стратегами (тем же Facebook, Snapchat и так далее).

Что касается способов монетизации, здесь есть несколько вариантов. В сегменте B2C — введение новых фильтров и ускорение обработки фотографий за дополнительные деньги. Но в таком случае скорость распространения приложения сильно замедлится, так что вряд ли. В сегменте B2B — создатели могут за деньги предоставлять компаниям доступ к своей технологии по API.

7881509b2f0acf.jpgВиктор Осыкапартнёр Almaz Capital

Prisma — это не первый проект подобного рода, но он явно попал в струю, плюс его авторы явно знают что-то про мобильный маркетинг.

Год назад Google в лице трех авторов, включая нашего соотечественника Александра Мордвинцева, опубликовали обработку картинок нейронными сетями и сгенерированные нейронными сетями. Полгода назад появился такой апп от, по-моему, швейцарского товарища. Еще на днях появился полностью аналогичный проект Mlvch (или Malevich) от Жанны Шараповой и Диляры Мингалиевой.

На мой взгляд, как инвестора большого фонда, это неплохая инвестиционная оппорьюнити. Но надо тщательно понимать, какого рода риск инвестор на себя берет и какой товар будет продаваться (покупателю компании). Это все же не проприетарная и уникальная технология, претендующая на момент своего создания на взятие определенного технологического барьера типа украинского проекта Looksery, проданного Snapchat за рекордные в истории украинского рынка деньги (команда теперь переехала в Лос-Анджелес). Это не в чем-то схожие последователи Looksery из Беларуси Msqrd, купленные Facebook и показанные даже в сериале Кремниевая Долина. Это все же чужое опен-сорсное решение, которое прикрутили к мобильному аппу.

Я не разработчик, но мне кажется, что это всего несколько недель доработки. Причем Prisma не сделала сама это опен-сорсное решение, как, скажем, нижегородская компания Itseez с сотней человек, купленная месяц назад компанией Intel — их решение OpenCV было скачано 7 миллионов раз и используется промышленными клиентами по всему миру.

Монетизироваться Prisma, Malevich и другие, наверное, не будут, останутся как Instagram бесплатными. Это не процессинг на лету живого потока контента как Msqrd или Looksery, это просто определенные фильтры для инстаграмма and alike.

У Prisma есть шансы продолжать за счет hype effect наращивать аудиторию, чтобы потом продаться (именно как мобильная аудитория) кому-то из крупных мобильных игроков.

Контент Instagram ближе всего — значит Facebook и купит их. Особенно учитывая, что один из основателей недавно начал в Facebook работать. Сумма выхода будет, как мне кажется, не уровня Instagram и не уровня Looksery, а все же ближе к MSQRD, благо что Николай Давыдов уже вовсю вовлекся в помощь в найме devops для Prisma — будем ждать очередной выход Николая. Будем верить в ребят и следить за дальнейшим развитием событий. Даешь 100 млн установок за квартал.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться

В избр.

Ком.

Статьи по теме

©  vc.ru