Превратить машинное рисование в искусство: как это устроено
Творческий метод Балинта Болиго безошибочно узнаваем. В портфолио этого 37-летнего лондонца венгерского происхождения есть работы «общепринятых» форматов, к которым обращаются многие современные мастера. Но все же первый план в его творчестве отведен художественным объектам определенного вида — так называемым рисующим механизмам.
Балинт Болиго Год рождения: 1976 // Место жительства: Лондон (Великобритания) // Образование: Университет Эдинбурга (магистр изящных искусств) // Род занятий: художник, механик, скульптор // Творческое кредо: «Изобретательство, наука и техника как художественный метод»
Идея автоматизации творческого процесса в случае с работами Болиго привела к тому, что автомат сам превратился в произведение искусства. Машины, которые конструирует этот мастер, способны создавать завораживающие абстрактные картины, но гораздо интереснее не результат, а наблюдение за процессом их создания. И не только интереснее, но и важнее со смысловой точки зрения: в разворачивающееся во времени действо сам художник вкладывает немалое значение. Интерактивность экспонатов, постоянное изменение текущей картины, а также в отдельных случаях возможность повлиять на этот процесс — основополагающие качества всех наиболее значимых работ Болиго.
Ekka JP 2000 (2001). Случайно движущийся графопостроитель, имитирующий на любой поверхности работы знаменитого экспрессиониста Джексона Поллока.
Художества без художника
Свой первый рисовальный механизм он сконструировал в 2001 году. Творение с вполне техническим названием Ekka JP 2000 представляет собой работающую автономно машину на воздушной подушке, которая парит над поверхностью земли и наносит на нее хаотичные неряшливые узоры. Хотя хаотичные ли? Кое-какая система все же имеется. Аббревиатура JP расшифровывается как Jackson Pollock — и «картины», созданные механизмом Болиго, действительно сильно напоминают работы этого знаменитого американского художника, идеолога абстрактного экспрессионизма. Правда, в отличие от полотен Поллока, итоговый рисунок Ekka JP 2000 может быть размером с теннисный корт. При этом «летающая тарелка» справится с его созданием без человеческого участия, единственный способ контролировать процесс — физическое взаимодействие с работающим механизмом и направление его в нужную сторону. При работе устройство не касается земли, так что не может навредить свеженанесенному рисунку.
Polycycle («Полицикл», 2004) — механизм, который построен на стандартном, заданном программой движении «пера». Изюминка этого огромного спирографа в том, что итоговое изображение получается совершенно непредсказуемым и, как кажется с первого взгляда, лишённым всякой закономерности.
В последующие годы у Ekka JP 2000 появилось немало духовных наследников — правда, работающих большей частью по совсем иным принципам. В их ряду выделяются три механизма серии «Полицикл» (Polycycle, 2004, 2005 и 2008). В рамках этих инсталляций на стены выставочных залов, окна домов или колонны промышленного объекта устанавливались конструкции с движущимися по определенному алгоритму пишущими предметами. Они призваны продемонстрировать, как некое повторяющееся предсказуемое действие, выполняемое спирографом, может дать непредсказуемый художественный результат. Болиго играет на парадоксальности: геометрически выверенный процесс в конечном итоге создает ощущение хаоса. А когда в размеренное движение механизмов добавляются сбои и ошибки, изображения становятся еще более интересными.
Trace («След», 2008). Работа, основанная на псевдонаучных дисциплинах, таких как френология или физиогномика. Механический датчик считывает «рельеф» гипсового бюста художника и «переводит» его на плоскость.
На данный момент вершиной изобретательской мысли Балинта Болиго можно считать работу под многозначным названием Trace — механизм, способный создавать повторяющийся портрет художника. На вращающейся подставке установлена гипсовая голова Болиго. По ее поверхности движется датчик, который считывает все детали рельефа и передает эту информацию пишущему элементу. Тот выводит на бумаге концентрические линии, чем-то напоминающие не то огромный отпечаток пальца, не то возвышенность на топографической карте, и со временем чертеж превращается в полноценный портрет. При создании этого механизма Балинт Болиго вдохновлялся как объективными научными понятиями вроде краниометрии (измерение костей черепа), так и псевдонаучными концепциями — физиогномикой и френологией (изучением личных качеств человека на основе анализа черт лица и строения черепа). В то же время эта работа вызывает ассоциации с топографией и томографией и предлагает пофилософствовать на тему методов познания себя и мира.
Результат работы механизма Trace — автопортрет Балинта Болиго, вписанный в автопортрет Балинта Болиго.
Светопись в действии
Болиго рисует не только краской и чернилами, но и светом. Статичным результатом его экспериментов в этой области является серия фотоснимков «Флорентийские световые рисунки» (Florence Light Drawings, 2002). Это фотографии, сделанные с большой выдержкой, на которых запечатлено движение лазера по скульптурам и памятникам знаменитого итальянского города. Лазер приводился в движение с помощью простого маятникового устройства.
Инсталляция Mappings («Картография», 2005) — это набор шаров, каждый из которых «расписан» специальным механизмом, состоящим из двух независимых маятников с укрепленным на них. Итоговый узор действительно напоминает какой-то инопланетный рельеф.
Маятник и лазер вообще являются излюбленными инструментами Болиго, когда речь заходит о рисовании светом. Маятник, совершающий простые гармонические колебания, позволяет получить уникальный рисунок. Используя в качестве основной действующей силы земную гравитацию, Болиго создает причудливые изображения, которые подчас оказываются похожими на природные объекты, порожденные этой же силой. А иногда перед зрителями разворачивается настоящий астрономический театр образов, вызывающих ассоциации с небесными телами и целыми галактиками.
Популярная геометрия
Некоторые рисовальные машины Болиго, в особенности серия Polycycle, заставляют вспомнить о традиционных приспособлениях для получения схожих изображений. Механизмы для рисования гильоша — геометрически правильного узора из переплетающихся волнистых линий — отнюдь не новое изобретение. Это даже не детище XX века, хотя именно тогда игрушка «Спирограф» вошла в дома людей по всему миру и стала популярным развлечением советских детей. Многим знакомо это незамысловатое приспособление — пластмассовая пластина с круглыми зубчатыми отверстиями и комплект зубчатых колёс с дырочками, в одну из которых полагалось вставить кончик карандаша или другого пишущего предмета. Но история гильоширования насчитывает уже несколько столетий. Изначально гильоширные машины использовались гравёрами и появились ещё в XVII-XVIII веках. Сегодня, как и в былые времена, гильош можно увидеть в качестве гравировки, например, на дорогих часах. Кроме того, гильошные узоры красуются на денежных купюрах, документах и ценных бумагах: согласно существующим нормам, гильош должен занимать не меньше 70% их площади.
А вот «Эпициклоида» (Epicycloid, 2009) использует для построения лазерных рисунков иной принцип. Этот механизм напоминает терменвокс — музыкальный инструмент, который производит звуковые волны в соответствии с интерференцией волн магнитных. Эпициклоидоскоп, в свою очередь, порождает сложные световые волны, реагируя на движения зрителя. Бесконечное многообразие световых рисунков является непосредственной проекцией человеческих действий, преображающихся в постоянно меняющиеся узоры. Зритель невольно поддается гипнотическому эффекту, и его сознание вступает в игру, концентрируясь на создании упорядоченного светового рисунка.
Механизм Mappings («Картография», 2005) в действии: шарообразный «холст» установлен внутри маятникового графопостроителя. В центре и справа — ArRay («Совокупность», 2012) и Pulse («Пульс», 2006), скульптуры, основанные на том, что нитинол (сплав титана и никеля), из которого изготовлен пол, «помнит форму». Нитинол «запоминает» места, в которых его нагревает светильник, и при повороте последнего образуется сложный узор.
Наука как творческий метод
Как это нередко бывает, глядя на работы Болиго, трудно решить, кто он в первую очередь — художник или инженер. Безусловно, художественное начало здесь является первоосновой, тем, что дает толчок к работе. А вот творческие методы у художника уже сугубо научные. С практической точки зрения его мастерская — это своеобразная лаборатория, прибежище ученого, механика и изобретателя.
ArRay (2012)
Художественные принципы Балинта Болиго и его взгляд на собственное творчество приятно удивляют какой-то особой логичностью и соразмерностью. Сразу видно, что это не прозаичный делец, штампующий однотипные механизмы на продажу, и не витающий в облаках служитель муз, вкладывающий в свое творчество больше смысла, чем в нем объективно может уместиться. Работы Болиго, по его собственному признанию, призваны выявить сходство между художественным и научным складом ума. В конечном итоге и тот и другой стремятся к познанию мира, только используют при этом разные методы. В рамках своего творчества Болиго изучает мотивы, которыми руководствуются оба типа мышления при совершении своих открытий. Создаваемые им механизмы являются результатом этих изысканий, демонстрируя, сколь прочной может оказаться связь двух, казалось бы, совершенно противоположных подходов.
Pulse (2006)
Работы Болиго — частые гости на различных выставках. Они успели побывать в Берлине, Риме, Милане, Будапеште и Москве. В копилке Балинта Болиго — опыт сотрудничества с лондонским Музеем кинетического искусства и рядом других серьезных организаций. Стало быть, можно надеяться, что впереди еще немало открытий и творческих экспериментов.
Обсудить 1