Предложен способ строить стартовые площадки из лунного реголита при минимальных данных о грунте
Инженеры из Университета Пердью разработали новую концепцию строительства лунной стартовой площадки, которая позволит выдерживать взлёты и посадки тяжёлых ракет, используя лунный реголит в качестве основного строительного материала.
Необходимость в таких площадках обусловлена тем, что реактивная струя двигателей ракеты поднимает огромное количество пыли и камней, что может повредить как саму ракету, так и расположенные рядом объекты лунной базы. Доставка бетона с Земли для строительства традиционной площадки экономически нецелесообразна.
Основная проблема заключается в недостаточной изученности механических и термических свойств лунного реголита, особенно после его спекания — процесса, который планируется использовать для создания прочной структуры. Использование земных симуляторов реголита не даёт полной картины, так как они лишь приблизительно воспроизводят свойства лунного материала.
Иллюстрация: Ketan Vasudeva & M. Reza EmamiАвторы работы, тем не менее, предложили метод, основанный на минимальных известных данных о реголите. Они учитывали, что спечённый реголит, вероятно, будет хрупким и более слабым на растяжение, чем на сжатие, а также обладать хорошими теплоизоляционными свойствами. Предполагается, что даже прямое воздействие реактивной струи Starship нагреет плиту площадки лишь на 8 см.
Учёные рекомендуют для 50-тонного посадочного модуля строить площадку толщиной около 0,3 метра. Увеличение толщины может привести к более быстрому разрушению из-за термических напряжений, возникающих в 28-дневном лунном цикле с резкими перепадами температур. Одним из ожидаемых видов разрушения является откалывание небольших фрагментов из-за расширения и сжатия материала.
Авторы подчёркивают важность проведения испытаний непосредственно на Луне, чтобы получить точные данные о свойствах реголита и оптимизировать конструкцию площадки. Строительство и обслуживание, вероятно, будут осуществляться с помощью роботов, управляемых дистанционно. Полученные данные о деформации площадки под нагрузкой и в условиях экстремальных температур позволят разработать стратегии предотвращения образования трещин и повысить надёжность конструкции.
© iXBT
