Правда ли, что "язык тела" универсален для всех людей на Земле?
Для такой реакции есть причина, и она не в том, что ваш друг устал от вашей компании. В то время как мы интерпретируем взмах руки как дружеское приветствие или прощание, в некоторых частях Европы и Латинской Америки это же движение с такой же вероятностью может означать слово «нет». Тот же диссонанс характерен и для других сигналов: обозначение числа два или знака мира с помощью двух пальцев безобидно в большинстве стран мира, но в Соединенном Королевстве и Австралии это вульгарный жест. Или, к примеру, в России можно поманить человека к себе указательным пальцем, а в Италии это один из способов сказать «до свидания».
Глядя на эти различия, может показаться довольно очевидным, что язык тела не является универсальным. Но почему?
Наиболее распространенное понимание предмета связывает язык тела с разговорным языком. Жесты с особым значением, которые в просторечии называют «языком тела», относятся к области кинесики, которая отличает эти движения от более инстинктивных действий, таких как улыбка во время положительных эмоций, или отвода взгляда во время смущения.
Кинесика, разработанная американским антропологом Рэем Бердвистеллом в 1950-х годах, использует строительные блоки лингвистики, чтобы понять, как жесты порождают смысл. Поскольку звуковые единицы, образующие произносимые слова, называются фонемами, единицы движения, образующие кинетические жесты, называются кинемами. Как одна и та же фонема может передавать разное значение в разных языках, одна и та же кинема также может передавать разное значение в разных культурах или контекстах. Простой пример: кинема с поднятым вверх большим пальцем означает хорошо выполненную работу (или желание прокатиться автостопом) в Северной Америке, но в Австралии это довольно грубый жест, особенно если двигать пальцем вверх-вниз. Если в Германии та же кинема с поднятым вверх большим пальцем представляет собой число «один», то в Японии вместо этого оно означает «пять».
Однако есть еще одна сложность в понимании невербальной коммуникации. Хотя язык тела не универсален, эмоции, стоящие за ним, могут быть универсальными. В исследовании, проведенном американским исследователем Полом Экманом, участникам с Запада, островных африканских общин и Новой Гвинеи была показана коллекция из более чем 10 000 портретов, иллюстрирующих различные выражения лица (хмурый мужчина с нахмуренными бровями указывает на гнев; тот же нахмуренный мужчина с опущенными глазами указывает на грусть). Когда 90% участников, независимо от культурного происхождения, определили на фотографиях одни и те же эмоции, Экман пришел к выводу, что существует как минимум семь универсальных выражений лица: гнев, отвращение, страх, удивление, счастье, печаль и презрение.