Практические курсы по программированию у вас дома: история развития проекта Hexlet
Идея и мотивация
Идея Hexlet пришла в голову известному подкастеру Рахиму Давлеткалиеву. В Рунете он известен как Freetonik — блогер и переводчик научно-популярных видеороликов, например известного физика Ричарда Фейнмана. После 5 лет учебы в Канаде Рахим вернулся домой с мыслью создать свой обучающий проект. Это был 2012 год. Изначально сайт задумывался как аналог Coursera (сфера массового онлайн-образования). Кирилл в это время занимался в родном Ульяновске офлайном: это были различные курсы, мастер-классы, уроки повышения квалификации. В 2013 году общие знакомые свели их на конференции в Омске.
Кирилл Мокевнин: «Когда Рахим поделился идеей «Хекслета», первая мысль была: «Это как раз то, что я хотел!» Мне стало очень грустно, что не я это придумал. Он предложил мне стать техническим директором, у Рахима было недостаточно опыта коммерческой разработки. А мне на тот момент было не особо интересно делать просто курсы, и мы разъехались по своим городам. Спустя почти полтора года я понял, что все же это мне близко. Я был готов к своему онлайн-проекту. Кроме того, у меня уже появилось свое видение, что необходимо будет изменить, как улучшить продукт, чтобы он стал чуть ближе к тому, чего хочу именно я. В конечном итоге мы решили сделать небольшую платформу, на которой можно было бы поэкспериментировать с нашими идеями. У нас все получилось сразу же. Моментально пошли покупки, мы ударили по рукам, и уже 3 года являемся партнерами по «Хекслету». Помогаем новичкам стать профессиональными программистами, а опытным разработчикам — получить новые знания и расти профессионально».
В «Хекслете» считают, что настоящий программист должен понимать, как работает компьютер, и обладать абстрактным мышлением. Он должен видеть проблему, а не задание, уметь анализировать и рассуждать не на уровне кода, а гораздо выше. Каждый урок на Хекслете включает в себя до трех шагов:
- Теория. Короткая лекция в виде текста или видео. В отличие от традиционной академической теории делается упор на специфическую задачу, которая уже решена умными инженерами и программистами, а пользователи следуют их шагам, чтобы понять решение.
- Практика. Упражнения по программированию в реальной среде разработки доступны через браузер. Не в виде симуляции, не в виде игрушки, а на настоящей машине с базами данных, фреймворками, серверами и другими инструментами.
- Тест. Проверка понимания. Упор делается не на запоминание фактов, поэтому вопросы теста нацелены на понимание концепции, а не на тренировку памяти.
В процессе обучения каждый студент может получать помощь от персонального ментора, а также от других членов сообщества: учеников, выпускников и преподавателей.
Путь к успеху
Прежде чем основать свой бизнес, многие бизнесмены сначала анализируют рынок, потребности аудитории, а потом уже думают, с каким проектом зайти. В случае с «Хекслетом» этот принцип не сработал.
Кирилл Мокевнин: «Я никогда не стремился понять, какая ниша сможет привести меня к успеху и деньгам. Все получилось само собой. Преподавание — моя страсть, и чем бы я ни занимался, все равно всегда приходил к преподаванию. Можно называть это судьбой или провидением — как угодно, но факт остается фактом — от менторской сущности мне не уйти. Уверен, любой мой проект в конечном итоге опять повернется в эту сторону. Помимо «Хекслета», я занимаюсь консалтингом, последние 4 месяца ко мне обращаются разные компании, которым я помогаю в качестве коуча, учителя. Это не занимает много времени, но вместе с тем позволяет быть в тонусе, «переключает» с дел «Хекслета», тренируя при этом творческое мышление».
У любых, даже самых успешных, бизнесменов всегда есть образец для подражания. Создатели «Хекслета» не исключение. Если говорить о бизнес-историях, то Кирилл приводит в пример DHH (как его все называют), или Давида Хейнемейера Ханссона. Это датский программист, автор популярного веб-фреймворка Ruby on Rails, основатель проекта Instiki wiki и Basecamp. Мало того что он создал много технических фишек, которыми теперь пользуются программисты во всем мире, он еще написал несколько книг, ставших бестселлерами. Давид полностью идет против системы, используя противоположные принципы в противовес общепринятым в бизнесе: маленькая команда, нет необходимости делать очень много фич, не брать инвестиции, не предлагать скидок и тому подобное. При этом он пропагандирует такой бизнес, который позволяет быть суперэффективным, ориентированным на людей, со множеством простых, но в то же время разрывающих шаблоны фишек.
Кирилл Мокевнин: «Если говорить о технической стороне… Наш проект очень сложен в этом отношении. Это вам не просто показать видео. У нас есть свой собственный редактор для управления кодом, довольно сложная инфраструктура для того, чтобы все это предоставлять. Плюс очень много фич на проекте: это и менторская история, и B2B-направление (продажа аккаунтов, аналитика) и т.д. Вот в этом отношении технически очень стараемся ориентироваться на Booking.com. Наверное, это удивительно, но их концепция, то, как они развиваются, интегрируются с пользователями, сокращают издержки, очень нам близка. Например, у них нет тестировщиков как таковых, у нас тоже. Наши пользователи и есть тестировщики. Мы выстроили цикл обратной связи таким образом, что комментарии доходят до нас очень быстро, качественно, и наша аудитория довольна, потому что принимает участие в развитии проекта».
Аудитория и конкуренция
Если смотреть со стороны, кажется, что «Хекслет» — очередной образовательный проект, один из многих, но есть несколько нюансов. Первый — методологический. Часто те, кто учится, не понимают, почему нужно делать именно так, а не иначе. Это как при общении: зачастую мы ожидаем, что собеседник будет действовать так, как мы себе это представляем, но наши ожидания не всегда оправдываются. В обучении то же самое: человек должен задавать вопросы, говорить, что он с чем-то не согласен.
Кирилл Мокевнин: «Нам постоянно об этом пишут, наша методология действительно очень своеобразна. Мы используем контент курсов, которые разработали еще в 70–80-х годах в американских вузах, в основном в Массачусетском технологическом университете. Но для современных людей, привыкших ко многим популистским штукам вроде «программирование — это просто», «напиши А — получишь Б», это непреодолимая стена. Если человек принимает такую систему курсов, у него рушится восприятие полностью. Ученики потом остаются в диком восторге, это эффект «вау!». Посмотрите в интернете, у нас нет плохих отзывов не потому, что мы их затираем, их просто нет. Да, у нас высокая сложность материала, но и подход совсем другой, и те, кто пробивается, потом трудоустраиваются, держат с нами связь, благодарят, рекламируют. Конечно, есть часть аудитории, которая из-за методологии «отваливается» и идет на другие сервисы. Но тут каждому свое».
Второй нюанс — технический. Практика встроена в проект, она делается прямо онлайн и построена особым образом. Человека не изолируют от реального окружения: ему не дают 3 строчки и не просят «сделай конкретно это», потому что ценность такого специалиста будет очень низкой. Создатели «Хекслета» много лет были предпринимателями, провели тысячи собеседований и абсолютно точно могут сказать, что количество — не значит качество.
Кирилл Мокевнин: «Если приходил человек, прослушавший какие-то курсы, он не получал никаких привилегий, скорее наоборот, должен был доказать свою состоятельность как специалист. Сейчас, к сожалению, такая тенденция, что чем больше курсов в багаже — тем хуже. Если человек постоянно учится, есть вероятность того, что единственное, что он умеет, — это учиться. Точно такая же история со вторым и третьим образованием, когда человек просто избегает реальной жизни и работы, предпочитая подмену понятий «я учусь — значит занят, мне не до работы», а в итоге он ничего не умеет. Не может перевести всю полученную теорию в практику».
Сейчас «Хекслет» пытается снизить порог: изначально проект не предполагался для «нулевых» людей в программировании. Создатели рассчитывали минимум на пользователя с базовыми знаниями, который хотя бы делал лабораторные в университете. На деле же большинство слушателей вообще не знают о программировании ничего, и для них это очень сложно. У проекта есть несколько направлений курсов, одно из которых сейчас полностью переписывается на основе отзывов пользователей. Это очень долго и сложно: подготовить контент, понятный каждому, записать видео, смонтировать его в удобный для всех формат, создать цельную программу. Стоит допустить ошибку где-то в середине — и ученик просто выпадает из обучения. Зато постоянный фидбэк с аудиторией помогает отслеживать ошибки и оперативно устранять их.
Еще одно большое отличие от конкурентов — полностью оригинальный контент. В Рунете много платформ, которые пускают других учителей, а сами ничего не генерируют, такие посредники между ментором и пользователем.
Кирилл Мокевнин: «Мы пытались быть такими посредниками целый год, сами ничего не делали, но не смогли раскачать платформу. Люди не видят в этом способ заработка. Учителя приходили и уходили. Кто-то ставил свои условия, например хотел делать уроки по 40 минут, хотя короткие видео более ценятся аудиторией. У кого-то совсем не было опыта преподавания, а это тоже очень важно. Одно дело — заниматься программированием и делать это хорошо. А другое — попробовать научить кого-то программированию. Даже опытный офлайн-преподаватель не всегда будет так же хорош в онлайне, здесь абсолютно свои законы. Я учился этому методом проб и ошибок полтора года, и даже сейчас мне есть куда стремиться. После мы перешли на собственную контентную платформу, стали сами генерировать курсы. При этом «Хекслет» является чуть ли не единственным проектом в России (да и за рубежом очень мало таких встречается), где постоянные учителя, мы с Рахимом, имеют такой серьезный бэкграунд — по 6–8 лет преподавания. На многих наших конкурентных сайтах преподаватели — обычные программисты-фрилансеры. Разница получается космическая, и об этом пишут все наши пользователи».
Команда и трудности
Как ни странно, но у «Хекслета» нет даже офиса. В этом вся прелесть онлайн-бизнеса. Команда работает полностью удаленно: один программист находится в Ульяновске, сам Кирилл сейчас больше времени проводит в Питере, есть пара ребят из Украины, и скоро появится еще один сотрудник на Урале.
Но и в онлайн-бизнесе сталкиваешься с миллиардом трудностей каждый день. Создатели 5 раз меняли бизнес-модель, прежде чем поняли, что конкретно им нужно делать. Начальная идея совсем не была связана с получением образования «с нуля». Но ориентирование на программистов оказалось слишком узкой нишей, и в итоге команда пришла к пониманию важности азов — это то, что нужно массовой аудитории.
Кирилл Мокевнин: «Мы только год назад поняли свою ценность — не сам факт курсов важен, «Хекслет» дает all inclusive решения, ответы на все вопросы, в том числе и помощь в поиске работы. Как раз сейчас у нас идет такая интеграция с другими компаниями. Мой предыдущий опыт и огромное количество друзей и знакомых сыграли свою роль: теперь многие руководители и владельцы компаний знают «Хекслет», учитывают наши курсы при приеме на работу, даже рекомендуют «новоустроенным» сотрудникам и планово повышают квалификацию своих работников у нас».
Но были на этом пути и приятные сюрпризы, которых совсем никто не ожидал. «Хекслет» — стартап, зарегистрированный в Финляндии, и основатели имели право на участие в программе Фонда по развитию бизнеса. Ими была подана заявка, расписаны достижения, все показатели, которых достигли, и затраты, которые понесли. Фонд посчитал проект многообещающим и компенсировал практически 80% вложенных инвестиций. Случилось это как раз в тот момент, когда деньги закончились «от слова совсем». Кириллу и Рахиму оставалось бы только сказать «спасибо всем, ребята, теперь расходимся», но эта компенсация стала глотком свежего воздуха, и компания вышла на новый виток.
Планы по расширению
Буквально пару недель назад проект ввел новый тариф «подготовка к профессии». Это настоящее 5-месячное погружение в мир программирования, с теорией, практикой и даже стажировкой.
Кирилл Мокевнин: «Наши курсы построены так, что, пройдя их, ты просто физически не сможешь ничего не знать. А в будущем мы планируем выйти на гарантию трудоустройства по окончании обучения. Если пользователь пройдет весь курс, у него не будет шансов сидеть без работы. Также мы планируем научиться продавать, ввести логистику и другие бизнес-процессы. Расширим штат: нам нужен будет эйчар, мы постепенно отходим от полностью автоматизированной системы, становимся более клиентоориентированными. Рахим сейчас готовит совершенно новые курсы, еще более крутые, с иллюстрациями. Через несколько месяцев, когда они будут доработаны, мы начнем расти гораздо интенсивнее».
Также в планах создателей отработать систему курсов с самого начала до конца. «Хекслет» сейчас сравнивают с ПТУ в хорошем смысле слова. С одной стороны, есть университеты — долго и дорого. Есть какие-то кратковременные курсы — они совсем мало могут дать. А этот проект где-то посередине — закладывает фундамент, дает много прикладного за относительно небольшой промежуток времени. И менее чем за 500$ любой пользователь может получить абсолютно новую хорошо оплачиваемую профессию. А в течение следующего года команда «Хекслета» обещает стать сайтом № 1 по онлайн-обучению в России.
Советы будущим коллегам
Как утверждает Кирилл Мокевнин, самое главное — понимание боли клиентов. Все делается из их потребностей. Важно не знать, что НУЖНО делать, а знать, чего НЕ НУЖНО делать. И, конечно, ничего не бояться. Если вы чувствуете, что теряете в университете время, пропадаете целыми днями на нелюбимой работе — уходите. Не нужно обманывать самого себя.
Кирилл Мокевнин: «Не бойтесь остаться без «корочки». Люди, не получившие диплом о высшем образовании, мыслят за рамками системы. Вузы стараются грести всех под одну гребенку, а если человек не понимает, зачем ему нужна обычная «картонка», он может уйти без диплома, но стать очень успешным. Это не значит, что фундаментальные знания не нужны, как раз наоборот — они очень важны. Речь именно о том, как построена система образования. Человеку приходится после университета вытягивать все знания заново и много копать, потому что упор только на теорию дает очень мало. Хочешь стать хорошим специалистом — практикуйся».
Hexlet в цифрах и фактах
Год основания
Сам проект — 2012 год, регистрация в Хельсинки — 2013 год.
Форма собственности
ООО.
Количество сотрудников
5 человек.
Действующие программы
Базовый план — 24$ в месяц, подготовка к профессии — 120$ в месяц.
Стартовый капитал и окупаемость
Изначально не было никакого стартового капитала, работали на энтузиазме и частичных пожертвованиях; инвестиции от фонда на пресид-стадии в общей сложности составили 20 000–50 000$. На окупаемость вышли через 3 года после официального старта, но здесь нужно понимать, что перед создателями не стояла задача заработать этим проектом на жизнь, и плотно трудиться над ним они начали не сразу.
Основные результаты
Десятки тысяч пользователей в месяц со всего мира, благодарные отзывы от учеников. Еще в какой-то мере показателем успеха является то, что контент бессовестно воруют и перепродают на сторонних сайтах как минимум в 2 раза дороже. Если воруют, значит, это действительно ценно.
Годовой оборот
120 тысяч евро.
Бизнес-журнал «Жажда»
© vc.ru