Посылки из интернет-магазинов застряли на таможне из-за Турции

Фото: Сергей Карпов/ТАСС

Из Турции и обратно

Россияне жалуются на то, что их посылки, заказанные в зарубежных интернет-магазинах для личного пользования, задерживаются. Пользователь Facebook Антон Трифонов опубликовал скриншот письма, в котором представитель магазина британской одежды Next предупреждает о возможной задержке доставки в связи с таможенными ограничениями «на ввоз товаров, сделанных в Турции, в Россию». Доставка товара может занять дополнительно 7–10 рабочих дней, говорится в сообщении Next. По словам Трифонова, заказ, который он должен был получить еще 21 ноября, до сих пор не доставлен.

Другой пользователь Роман Федосов пожаловался в своем Twitter, что его «посылка из США застряла во Внуково на таможне». Федосов рассказал РБК, что заказал ботинки на сайте компании Timberland и воспользовался услугами компании-посредника «Бандеролька», которая доставляет товары из зарубежных онлайн-магазинов. На форуме «Бандерольки» можно найти еще ряд сообщений клиентов, которые жалуются на «просроченную» доставку товаров.

На сайте этой компании 27 ноября появилось обращение к клиентам, в котором компания предупреждает о возможных задержках с доставкой посылок. «В связи с недавними событиями и инцидентом с российским Су-24, таможенные посты получили распоряжение задерживать для полного досмотра все грузы, которые перевозят турецкие перевозчики», — говорится на сайте компании. В ее случае груз прибыл бортом Turkish Airlines и попал под усиленный досмотр. В итоге компания сначала предупредила клиентов, что задержка с доставкой может оказаться «весьма значительной», а 30 ноября и вовсе уведомила о том, что решила произвести реэкспорт — вернуть груз обратно в США, чтобы направить его в Москву уже без участия перевозчика Turkish Airlines. «Ввиду сложившихся обстоятельств, которые не позволяют произвести таможенное оформление в разумные сроки, мы приняли решение реэкспортировать партию (…), чтобы затем без проблем произвести таможенное оформление в штатном режиме», — сообщила компания.

Представители «Бандерольки» не ответили на запрос РБК. Отправленные в Next вопросы о масштабе возникших проблем также остались без ответа.​

В порядке очереди

Часть посылок из Европы и Китая шла в Россию сложными, но экономически выгодными путями — через Стамбул или Абу-Даби, рассказал РБК президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. По его оценке, количество товаров, которые сейчас завозятся в Россию через Турцию, составляет менее 10% от всего объема российской трансграничной торговли. Всего по итогам 2015 года россияне получат из-за рубежа около 120 млн посылок на общую сумму порядка $3 млрд, говорит Иванов.

Сейчас очередь на досмотр посылок, доставленных в Москву турецкими перевозчиками, составляет около одной недели, рассказал РБК управляющий компанией «Юнитрейд» (таможенный брокер) Кирилл Дурнов. По его словам, игроки рынка быстро переориентировались и перестали пользоваться услугами Turkish Airlines для доставки товаров. Сотрудник одной из российских курьерских служб также рассказал РБК, что его компания временно не принимает посылки от турецких отправителей, до того момента, «пока ситуация не прояснится».

Вице-президент по операционной деятельности DHL Express Юрий Шевченко говорит, что его компания не останавливала ни прием, ни доставку грузов из Турции. Но оформление таких грузов действительно может занимать дополнительное время, предупредил он. Сейчас DHL не обладает статистикой о задержках отправлений на таможне — компания перевозит 12 млн грузов в год и сделать выводы о масштабах текущей проблемы можно будет лишь через несколько месяцев, отметил Шевченко. Таможенные органы не выходят за рамки действующего законодательства, подчеркнул он: «Если нужно будет по новым правилам обходить какие-то страны, мы организуем альтернативные пути доставки, так как нужно считаться с рисками, и помогать властям справляться с ними».

Отношения между Россией и Турцией испортились после того, как 24 ноября на турецкой границе ВВС Турции сбили российский бомбардировщик Су-24. Один из двух пилотов погиб. Анкара утверждает, что российский самолет вторгся в воздушное пространство Турции, Москва эти обвинения отвергает и требует извинений.

25 ноября стало известно, что на российской границе возникли перебои с пропуском турецких товаров. Как рассказывали представители компаний-импортеров и таможенные брокеры, грузы стали направлять на полный досмотр, и в связи с этим значительно увеличилось время прохождения таможни.

Пресс-служба ФТС на момент публикации не ответила на запрос РБК. 

©  РБК