«Пострадают все»: Как введение «налога на Google» повлияет на российский ИТ-рынок
15 июня Госдума в окончательном чтении приняла закон, обязывающий иностранные ИТ-компании платить налоги с продажи контента в России. Редакция vc.ru собрала мнения чиновников, юристов и представителей игровой индустрии, которые оценили, как введение такого закона скажется на развитии ИТ-рынка в стране.
Согласно закону, продающие в России программное обеспечение, игры, музыку, фильмы и другой контент иностранные компании будут обязаны выплачивать НДС. Такие организации должны встать на учёт в налоговой службе и отчитываться о продажах на территории РФ — пользователей будут идентифицировать по номеру банковской карты и IP-адресу.
Закон, который может затронуть деятельность таких компаний, как Apple, Google и Microsoft, был внесён в Госдуму в декабре 2015 года. По заявлению депутатов, его цель — уравнять условия ведения бизнеса для иностранных компаний и российских, которые сейчас платят налог с продажи электронных сервисов.
Закон вступит в силу 1 января 2017 года в случае принятия его Советом Федерации и одобрения президентом. В министерстве финансов рассчитывают, что дополнительный налог сможет принести в бюджет страны до 10 млрд рублей.
Советник президента Герман Клименко в комментарии для издания Life.ru объяснил, что новые условия помогут «выравнивать условия осуществления деятельности разных компаний» по поручению президента. Несправедливость, по его словам, заключается в том, что иностранные компании, в отличие от российских, продают свои услуги без НДС.
Клименко отметил, что для российских компаний всё останется по-прежнему, при этом некоторые смогут продолжить пользоваться «лицензионной уловкой» — организации, продающие лицензионный продукт, получают налоговые льготы и НДС не платят.
Советник президента не ожидает от продавцов контента особенной реакции. По его мнению, если зарубежные компании захотят поднять цены в счёт налога, то проиграют российским конкурентам. По словам Клименко, Россия оставалась «последней страной, не взымающей НДС с продаж медиаконтента», и у компаний «выработана позиция относительно налогов».
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев в интервью для РИА Новости назвал принятый закон «деградацией» и «ИТ-феодализмом». По его мнению, введение НДС для зарубежных ИТ-компаний всё же приведёт к росту стоимости их услуг.
Мы с вами будем больше платить. Не будет платить НДС Google, ему все равно. Он будет просто добавлять 18% к стоимости продукта, и это будет сказываться только на конечном потребителе, на гражданах РФ.
— Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен
При этом, по словам Мариничева, для поддержки российских компаний следует ввести налоговые вычеты при экспорте за рубеж отечественных сервисов, а не вводить НДС для иностранных игроков.
Управляющий партнер юридической компании «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова в беседе с vc.ru прокомментировала закон с юридической точки зрения. По её мнению, в механизме его работы есть несколько неочевидных моментов, которые ещё предстоит прояснить представителям Минфина.
Людмила Харитоновауправляющий партнёр юридической компании «Зарцын и партнёры»Закон вносит дополнения в Налоговый кодекс.
Под дополнительное регулирование попали иностранные компании или их налоговые агенты (которыми могут выступать либо филиалы компании на территории РФ, либо контрагенты).
По сути закон регулирует два основных вопроса.
1. Особенности взаимодействия налоговых органов и иностранной организации.
Предполагается, что если у иностранной компании есть счет в РФ, на него может быть наложено взыскание.
— Декларация по НДС и иные сопутствующие документы предоставляются иностранной компанией через личный кабинет налогоплательщика. При этом указано, что налоговый орган может отправлять иностранной компании документы по электронной почте.
— Если организация осуществляет услуги в электронной форме, то она должна стать на налоговый учет как плательщик НДС. Иностранным организациям следует внимательно прочитать закон, так как там детально прописана как механика постановки (снятия) с налогового учета, так и порядок взыскания неуплаченных налогов.
Прямо прописано, что налоговые органы при проверке деклараций будут довольствоваться не только документами, предоставленными налогоплательщиками, но и могут затребовать данные у банков (платежных систем и иных субъектов, участвующих в приеме платежей). В принципе, это совсем не новое правомочие налоговых органов, но применительно к иностранным компаниям законодатель решил лишний раз детализировать.
Да и срок камеральных проверок для этой категории налогоплательщиков увеличится до шести месяцев.
2. Особенности налогообложения оказания иностранными компаниями услуг в электронной форме.
Это как раз самая обсуждаемая часть закона. Итак, вводится отдельная статья о налогообложении иностранных компаний, которые оказывают услуги через интернет.
К таким услугам отнесено:
— Передача прав на игр и приложения, дополнительная функциональность к ним — всё, что можно загружать и использовать в онлайне.
— Услуги сайтов, в которых можно общаться между собой с целью продажи товаров (видимо, законодатель имел ввиду маркетплейсы, но обозначил это крайне сложно).
— Обеспечение или поддержание коммерческого присутствия в сети интернет, поддержка веб-ресурсов пользователей (по-русски говоря, техподдержка).
— Услуги хостинга, продажи доменов.
— Услуги поисковиков.
— Различные услуги по обработке данных (определения этих услуг обширные, и в целом под них попадают все сайты).
Все это, если исходить из текста закона, должно попасть под налогообложение НДС на территории РФ, если фактически покупатель (пользователь) находится на территории РФ. Как это определять? А над этим подумает и примет соответствующий акт Минфин в ближайшее время.
Сложностей в применении масса:
— По началу будет непросто определить, что же относится к налогооблагаемым операциям. Дефиниции, вводимые НК, непрозрачны, а деятельность в интернете многогранна (если с онлайн-играми и продажей электронных книг все понятно, то с остальным еще нужно разбираться. В скором времени появятся разъяснения ФНС и Минфина). Во всем этом есть очевидный плюс — и налоговые, и суды будут вынуждены разбираться в тонкостях онлайн-бизнеса (и для практики, в целом, это очень хорошо).
— Сложности наверняка возникнут с определением места оказания услуг и фактическим нахождением покупателя, но ждем, что скажет про это Минфин.
— Не очень понятна механика взыскания налога при отсутствии у организации счета в РФ.
Сам по себе закон еще раз заставит задуматься о выборе юрисдикции. Теперь история, что мы зарегистрируемся в Сингапуре, будем через сайт вести бизнес и ничего не платить, выглядит не так убедительно.
Представители российских игровых компаний рассказали vc.ru, как новый закон отразится на их бизнесе.
Олег Самбикиноснователь SyncopateПринятый закон обернется против всей ИТ-индустрии России.
Во-первых, подорожают основные средства производства, что автоматически увеличивает стоимость (инвестиции) разрабатываемых продуктов на НДС от объема этого производственного софта. И без того не самые привлекательные условия для создания ИТ-стартапов станут еще менее привлекательными.
Во-вторых, более 90% контента (фильмов, софта, игр) — иностранного производства. Автоматически вырастут цены, что приведет к увеличению уровня пиратства среди существующих потребителей и к снижению компьютерной грамотности среди будущих потребителей.
В-третьих, некоторые (на самом деле большинство) зарубежных ИТ-компаний просто не будут вставать на учет в РФ, что постепенно сократит объем доступного контента для пользователей рунета.
Российский рынок не настолько сладкий, как кажется законодателям — нам просто отрежут легальную возможность использования части софта. И это, несомненно, приведет к снижению конкурентоспособности производимого в РФ программного обеспечения.
Вместе с тем, российский рынок издания онлайн-игр сильно не пострадает, а, возможно, даже и выиграет. Роялти на крупных локализациях обычно составляют не более 30%, а значит, эффективная ставка нового налога для российских компаний не будет превышать 5,4% от оборота.
Введение НДС, скорее всего, не пройдет незамеченным для аудитории игроков, все иностранные компании и крупные международные проекты просто поднимут цену на 18% от выручки. На этом поднятии будут паразитировать российские локализаторы, которые тоже, скорее всего, поднимут цены, как и все, на 18%, но реально их затраты увеличатся только на 5%.
Как ни странно, от нового налога пострадают не только потребители, паблишеры и разработчики софта, но и рекламные площадки. Варьируя на грани эффективности, иностранные паблишеры будут вынуждены снизить ставки при покупке рекламного инвентаря.
Сергей Орловскийгенеральный директор NivalБольшинство российских разработчиков продают свои игры в России через западные площадки, типа App Store, Google Play или Steam. Потому что там аудитория, и это очень удобно. Если их обложат налогом, то это автоматически скажется и на российских компаниях. При этом, в третьем чтении, несмотря на все разговоры, так и не решили проблему с двойным НДС, когда первый раз его платит платформа, а второй раз — сам разработчик, когда получает деньги с платформы. Таким образом проблема деофшоризации тоже не решена.
Еще надо отметить абсолютную несвоевременность данных изменений. После двукратного сокращения рынка из-за падения рубля, введение НДС приведет к еще большему его сокращению. Не говоря уже о том, что сейчас на рынке технологический излом, ПК и консоли стагнируют, мобильный рынок зажат тисками высоких цен на трафик, Flash под угрозой бана в браузерах, VR еще не взлетел.
Все это, вместе с предлагаемой отменой льготы по соцналогу, увеличивает совокупные затраты компаний более чем на 30%. Не у всех проектов такая маржинальность, а значит, их придется закрыть. И пересчитать все бизнес-модели по новым проектам с соответствующими выводами.
При том, что многие разработчики на сегодня уже научились весьма успешно работать на мировом рынке, их желание присутствовать на российском сильно уменьшится. Западные же компании банально поднимут цены, переложив налог на потребителей. Дальнейшее падение рынка приведет к сокращению общих поступлений в бюджет. В итоге пострадают все. Добро пожаловать в новую экономику.
Антон Аграновскийоснователь Destiny DevelopmentИдеология хорошая. Реализация непонятная. Всё как всегда сводится к правоприменению. Каким оно будет, пока большой вопрос.
Нужно разьяснения Минфина дождаться, как будет работать этот закон на практике. В любом случае, этот налог скажется на конечном потребителе и вызовет рост стоимости цифровых услуг.
Для ИТ-отрасли нужно применять прозрачно работающие механизмы. Простые и удобные. Мы конкурируем со всем миром, и тут либо условия хотя бы как у остальных на рынке, либо шансов на успех категорически мало. Зерно растет там где почва лучше, а прогресс идет там, где условия лучше.
Идеальным налогообложением было бы 6% с оборота для всех компаний поставщиков цифровых и контентных услуг. Такой же налог нужен и для выручки, получаемой от зарубежных пользователей и агрегаторов.
Простой в администрировании, удобный для компаний и понятный налог с оборота сделал бы для всей ИТ-сферы больше, чем все льготы и социальные программы вместе взятые.
Павел РяйкконенСооснователь NevosoftПервый момент — если закон предусматривает «защиту» от этого налога российских разработчиков, то как будет в случае получения денег от Apple и Google? По идее, НДС должен быть удержан в момент продажи товара. То есть с каждой покупки российскими пользователями в магазине приложений Apple или Google должны будут заплатить 18%.
Так вот, неизвестно, переложат они этот расход на разработчиков или нет. Или переложат частично. В таком случае, получается, наши разработчики попадают под этот налог. Если же речь идет о возникновении НДС в момент получения разработчиком его роялти, то это другой момент.
Вообще это игры с НДС — то он есть, то его нет. Объяснить его природу тоже далеко не каждый может, это что-то странное. Как по мне, так для ИТ-компаний вообще не должно быть никакого НДС.
А что будет, если Apple или Google не захотят замарачиваться с этим налогом? Запретят Google и Apple?
Если вы хотите написать материал для рубрики «Рынок игр», рассказать о разработке своей игры или кейсе её роста, присылайте материал на games@vc.ru.
В избр.
Ком.
© vc.ru