Постоянная ночь — Как развивается стартап-индустрия на Аляске
Аляска — самый большой штат США — также считается одним из наименее технологически развитых. Экономика Аляски завязана на добыче нефти, а удалённость, суровый климат и небольшое количество жителей делают её практически непригодной для предпринимательской активности. Обозреватель vc.ru рассказал о том, как развивается стартап-индустрия штата, несмотря на сложные условия.
«Зимой день длится примерно четыре часа. В остальное время ничего не остаётся, кроме как сидеть за компьютером», — говорит Тайлер Арнольд, генеральный директор сервиса SimplySocial. Арнольд стал одним из немногих предпринимателей, которые открыли компанию на Аляске.
Жесткие условия в жизни на Аляске не преувеличены. На севере полуострова даже летом температура редко поднимается выше нуля. На юге климат более умеренный — там и находится Анкоридж — крупнейший город Аляски. Всего же на Аляске несколько десятков городов и только в Анкоридже население превышает 100 тысяч человек.
Многие считают Аляску самым красивым штатом США и одним из самых красивых мест на планете. Вопреки удалённости, небольшому населению (всего 710 тысяч человек) и слабо развитой инфраструктуре, последние несколько лет на Аляске начала развиваться предпринимательская деятельность. И причины её развития примечательны.
С 1970-х годов основу экономики Аляски составляет добыча нефти и природного газа. Из Прадхо-Бей — самого большого нефтяного месторождения Аляски — ежегодно добывают несколько десятков миллионов тонн нефти. Прибылью от добычи нефти управляет Перманентный фонд штата Аляска. Фонд был создан в 1976 году и ежегодно каждый житель Аляски получает дивиденды от добычи нефти. В 2015 году сумма выплат составляла $2 072.
Перманентный фонд штата Аляска оперирует огромными средствами. В 1976 году капитал фонда составлял $734 тысячи, а в июле 2015 года — уже $53,7 млрд. Еще губернатор Джей Хэммонд, основавший фонд, понимал, что нефть рано или поздно закончится, а поэтому нужно вкладывать средства в другие отрасли. Поэтому сейчас фонд является одним из крупнейших инвесторов в медицинскую индустрию в мире.
В 2016 году фонд выкупил 25% компании Juno Therapeutics за $129 млн. Её основатель Ларри Кори занимается исследованиями раковых заболеваний. Сейчас эта доля оценивается уже в $1,04 млрд.
В медицине средний раунд инвестиций не превышает $15 млн. За последний год фонд Аляски инвестировал уже $380 млн всего в три стартапа. В ноябре 2015 года фонд инвестировал $80 млн в Codiak Biosciences. Компания разрабатывает технологию нанороботов, которых можно внедрить в кровеносную систему человека, чтобы диагностировать и лечить некоторые виды рака.
За несколько месяцев до этого фонд купил долю в Denali Therapeutics — компании, которая занимается лечением болезни Альцгеймера. Сумма сделки составила $153 млн. Сейчас болезнь Альцгеймера считается неизлечимой.
Инвестиции в медицинские корпорации окупаются довольно долго. «Низкая ликвидность медицинской индустрии — это риск, но для нас это, наоборот, преимущество», — говорит руководитель одного из отделов фонда Стивен Мосли.
Такой интерес к инвестированию вызван тем, что с 2012 года ВВП Аляски падает, а процент безработицы растёт и сейчас составляет 6,7% — это самый большой показатель в США. По этой же причине в штате развивается предпринимательская деятельность.
«Слова «Аляска» и «ИТ-предпринимательство» редко встречаются в одном предложении», — говорит вице-президент Anchorage Economic Development Corp. Джон Биттнер. Компания, в которой работает Биттнер, ставит своей целью мотивировать людей открывать своё дело.
Благодаря таким как Биттнер, ситуация улучшается. На Аляске сейчас примерно 60 стартапов, включая Kwema — компанию, которая разрабатывает кольцо с кнопкой безопасности. Аналогичное устройство Nimb создают и в России.
По словам генерального директора Kwema Кармины Сантамария, компания выиграла конкурсы в Нью-Йорке и Анкоридже, но решили остаться на Аляске по трём причинам. Во-первых, в штате один из самых высоких показателей сексуального насилия в США, во-вторых, компания считала, что их продукт имеет больше шансов выделиться на маленьком рынке.
Еще одна причина, по которой Kwema осталась на Аляске — стартап-акселератор Launch: Alaska. Предприниматель Лэнс Ахерн открыл акселератор после нескольких безуспешных попыток запустить бизнес в суровом штате. «Когда я открывал свою компанию, мне пришлось покинуть Аляску», — говорит Ахерн. Теперь, по его словам, на Аляске есть должная инфраструктура для начинающих ИТ-компаний.
В Аляске не так много стартапов, зато один из самых высоких показателей прибыли на стартап среди всех штатов США. В 2013 году издание Fast Company опросило предпринимателей, почему они решили открывать свой бизнес на Аляске. По мнению инвестора Эрика Маккалума, в Кремниевой долине происходит слишком много событий, поэтому в Анкоридже гораздо проще найти действительно талантливых и ярких людей. Инвестор Джо Моррисон соглашается с Маккауламом. Впрочем, он добавляет, что жители Аляски не слишком увлечены современными технологиями, а поэтому искать клиентов придётся в других местах.
Зимой солнце светит примерно четыре часа в день. Поэтому ничего не остаётся, кроме как сидеть за компьютером. Аляска — это еще и хорошее место для того, чтобы рисковать. Если что-то пойдёт не так, ты легко можешь вернуться на работу в BP (нефтегазовая компания British Petroleum — прим. ред.) с шестизначной зарплатой.
— генеральный директор SimplySocial, Тайлер Арнольд
Основатель бьюти-блога и интернет-магазина Makeoverly Ханна Райт начала свой бизнес в хижине маленького городка Дельта-Джанкшен. «Население в Дельта-Джанкшен не больше тысячи человек, а ближайший Target находится в семи часах езды», — говорит Райт в интервью изданию Forbes.
Как и другие аляскинские предприниматели она не видит большой проблемы в открытии бизнеса на полуострове. Ей пришлось находить удалённых сотрудников и посещать крупные города для того, чтобы познакомиться с нужными людьми.
На Аляске каждый день — это приключение. Когда начинается шторм, лучший помощник стартапера — это генератор. Иначе как поддерживать сайт активным, когда везде отключено электричество?
— Ханна Райт
Хотя многие предприниматели говорят об отсутствии у жителей желания узнавать о современных технологиях, ситуация постепенно меняется. С 2013 года на Аляске проводится Alaska Startup Week — мероприятие, которое собирает инвесторов, предпринимателей и менторов со всего полуострова.
Alaska Startup Week длится десять дней и включает в себя встречи, воркшопы, питчи инвесторам и семинары. «Из-за зависимости от природных ресурсов Аляска не поддерживает мелких предпринимателей. Поэтому мы всё еще находимся на первых стадиях развития стартап-индустрии», — говорит менеджер по продукту Fairbanks EDC Джулия Шеферд.
Все посетители Alaska Startup Week сходятся во мнении, что на полуострове нужно развивать малый и средний бизнес, так как залежи нефти вскоре перестанут обеспечивать жителей. Более того, из-за падения цен на нефть в 2014 году, правительство Аляски отчиталось о $4 млрд дефицита в бюджете.
Помочь в развитии стартап-индустрии может и то, что Аляска — один из четырех штатов США, где разрешена продажа, хранение и использование конопли в немедицинских целях. Эксперты полагают, что к 2029 году эта индустрия будет такой же большой как табачная, а её капитализация составит $100 млрд.
В сравнении с другими штатами, оборот стартап-индустрии Аляски всё еще находится на уровне погрешности. Из 55 стартапов, существующих на полуострове, некоторые занимаются необычной деятельностью. Например, создают кошельки из чешуи лосося или футболки из панцирных волокон крабов. Впрочем, даже такие компании делают вклад в развитие экономики полуострова. «Ни с того ни с сего мы столкнулись с экономическим кризисом. Что делать, чтобы из него выйти? Нам нужно научить людей открывать собственный бизнес», — говорит сотрудница отдела экономического развития Аляски Бриттани Клони-Хэйвуд.
© vc.ru