Постановочный бой: как снимают драки в кино
Специалисты знают, что эффект и зрелищность боевых сцен в кино наполовину, а может быть, даже больше зависит от человека, который ассистирует актеру в его стремлении изобразить непобедимого героя. Эту роль чаще всего исполняют каскадеры, хотя бывает, что актеры берут на себя смелость обходиться без дублеров.
В чем состоит секрет каскадера или ассистента в постановочных боях? Во‑первых, независимо от того, коснулась «киношная атака» цели или нет, каскадер должен обязательно «отыграть» реакцию получения удара. Это может быть резкое отдергивание головы, да так, чтобы зритель поверил: так дали по уху, что «искры полетели из глаз». Либо нужно согнуться пополам от атаки в живот, когда чудо-герой боевика лягнул супостата сокрушительным ударом ноги. А порой бывает необходимо отпрыгнуть, отлететь и грохнуться на пол, чтобы продемонстрировать неимоверную мощь атаки.
Во время съемок ассистент не получает сильных ударов и, если все идет хорошо, не испытывает настоящей боли. Однако лицо его должно говорить об обратном.
Работа каскадера предполагает полноценную актерскую игру. Согласитесь, отлететь от удара на несколько метров, когда главный герой сверкает ужасом в глазах, и при этом весело ухмыляться (так бывает), зная о том, что на спине защита, позади страхующие маты, — это непрофессионально. Нужно показать зрителю, что тебе действительно больно.
Взгляд из-под ботинка
Самое главное, что отличает постановку боевых сцен в кино от реального поединка на улице или в спортивном зале, — это отрепетированность действий. Импровизировать здесь нельзя. В сценической драке все заранее распланировано и учтено, актеры и каскадеры знают, кто и что будет делать, кто и куда будет падать или лететь. Причем все эти последовательности действий должны быть так надежно отработаны, чтобы можно было свободно передавать эмоциональную картину боя. Иначе в первом же дубле актер получит травму, и тогда «кина уже не будет».
Камера снимает момент удара точно в профиль. Хорошо видно, что между кулаком и лицом остается значительное расстояние.
Чтобы драка в фильме получилась и выглядела убедительно, боевые сцены нужно снимать с определенных ракурсов. Специалисты по постановке рукопашных схваток в кино знают: для каждого удара или приема существуют точки съемки, с которых видно, что атака не коснулась человека, и, напротив, есть ракурсы, благодаря которым зритель получит полное удовольствие от «мордобойного» искусства.
Представьте себе, что один актер «бьет» другого по лицу широким, размашистым движением кулака. Если снимать это действие в профиль, будет видно, что удар не коснулся человека и «побиваемый» актер сам отдернул голову. Но если камера снимает это движение со спины атакуемого человека и актер профессионально отыграет реакцию получения удара, то у зрителя создается полное ощущение настоящей, реальной атаки.
Использование защитного снаряжения позволяет запечатлевать на пленке настоящие, и весьма сильные удары. Актер наносит удар битой в защитный щиток. Задача ассистента — смягчить удар, резко сместившись назад.
С того момента, как в кино стали активно использоваться элементы восточных единоборств, режиссеры сразу заметили, насколько эффектно смотрятся высокие удары ногами. Это показывает уровень мастерства бойца, или, по‑другому, степень «крутости». Анализируя ракурсы кадров, специалисты отметили определенные углы и уровни съемки, с которых даже не очень высокий удар ногой (не все актеры умеют садиться на шпагат) может смотреться очень эффектно. Речь идет о съемке удара ногой снизу.
Однако не все удары в кино идут мимо и не касаются человека. Есть немало приемов, которые можно заснять на камеру, лишь полностью показывая, как удар достигаетцели. Для таких съемок используются различные защитные приспособления — щитки, жилеты, подкладки и т. д. Например, удар в живот ногой или рукой можно показать реально, если под одеждой у актера будет щиток. Если актер подготовлен, умеет принимать удары, то бить можно достаточно сильно, чтобы зритель видел всю тяжесть атаки.
Во время съемок щиток скрывается под одеждой. Кроме эффектной картинки он дает еще и неплохой звук.
Страхующее от повреждений снаряжение может быть самым разнообразным. Часто применяются защитные приспособления из мотоспорта, единоборств, игровых видов спорта. К примеру, если от удара каскадер должен упасть спиной на твердую поверхность (будь то земля или пол), на него надевают мотоциклетную защиту спины, и человек обходится без повреждений.
Звезда в шоке
Если избежать удара невозможно, каскадер должен уметь «держать удар» — принимать атакующую конечность на свое тело и частично гасить силу удара специальными движениями, которые, как правило, незаметны. Искомый эффект достигается кратковременным напряжением мышц, окружающих цель атаки. Например, когда человеку наносят удар в живот, он должен уметь напрячь мышцы живота и сделать небольшое движение назад по направлению атакующего воздействия. В результате внутренние органы защищаются напряженным мышечным корсетом, а движение назад частично гасит силу удара. Чтобы принимать удары в лицо, нужно владеть более сложным навыком, который уменьшает силу сотрясения головы при ударе, но, к сожалению, не спасает от синяков и рассечений кожи.
Широкоугольный объектив и низкая точка съемки создают впечатление очень высокого удара ногой.
Никакая защита не спасет каскадера, если он не умеет правильно падать. Речь идет об умении группировать свое тело (к примеру, не выставлять руки в падении) и выполнять приемы смягчения силы удара оземлю при падении, так называемые «страховки». Самая простая «страховка» — это хлопок рукой по поверхности пола или земли при падении на спину, способный частично погасить силу удара. Есть и более сложные «страховки», которые переводят потенциальную энергию падения в кинетическую энергию переката. Бывает, что в работе каскадера на съемочной площадке умение правильно падать в сочетании с защитным снаряжением — это вопрос жизни и смерти.
Каскадерам часто достается не от «собратьев по профессии», а от актеров, которые не умеют контролировать свои движения в постановочном бою либо ошибаются и вместо одного приема выполняют другой. Не секрет, что многие из актеров могут только изображать «крутых парней», а на самом деле не обладают должной физической и технической подготовкой. Поэтому, выполняя задачи постановщика «киношной» драки, актер не всегда правильно оценивает дистанцию до партнера, силу и амплитуду своих ударов и вполне может «зарядить» каскадеру в полную силу.
«Объективная» съемка в профиль разоблачает актера — его удар не столь высок, как кажется, а ассистент и вовсе стоит на коленях.
В последнее время появилось немало актеров, которые действительно занимаются единоборствами. И хотя эта подготовка помогает исполнителю роли в кино справляться с физическими нагрузками, она отнюдь не означает, что актер сможет хорошо сыграть в постановочном бою. Известен случай, когда актер, имеющий разряд по боксу, умел хорошо бить, но контролировать свои движения у него не получалось. Когда нужно было имитировать удар, он бил по‑настоящему, а если старался ударить и не коснуться, то выглядело это неубедительно.
Кроме того, практика определенных стилей единоборств порой придает движениям человека настолько характерный рисунок, что двигаться по‑другому он уже не может. К примеру, на российском экране какое-то время назад шел сериал про разведчиков времен Великой Отечественной войны, но приемы рукопашных схваток в этой картине изобиловали техникой современных восточных единоборств, о которых в те времена слыхом не слыхивали.
Бывает и так, что актер, входя вобраз, начинает жить в сценическом бою, как в настоящем, и лупит по‑настоящему. Поэтому все, кто участвует в постановочных схватках в кино, всегда должны быть готовы к тому, что актер может выкинуть подобную штуку. В то же время каскадер обязан контролировать свои действия. Звезде кино на съемках нельзя получать травмы, синяки, ушибы, так как весь процесс производства фильмов всецело зависит от актера.
Широкий угол съемки дает перспективу, которая делает злодея гораздо больше героя. Это усиливает драматический эффект.
Пустой звук?
Все мы слышали, как странно и порой смешно озвучиваются удары мастеров кунг-фу в гонконговских боевиках. И наоборот, есть фильмы, в которых звук врезающегося в челюсть кулака настолько реалистичен, что страшно становится за судьбу актера, получившего такой «подарок» по сценарию.
Искусство озвучки в боевых сценах столь важно, что ошибка в этом деле может свести к нулю все старания постановщиков, актеров и каскадеров. Звук обычно подбирают из готовых высококачественных звуковых библиотек или, как это часто происходит, записывают отдельно, для того чтобы затем подложить готовый эффект под каждый удар.
Звукорежиссеры изобретают весьма изощренные способы записи «батальных симфоний». Как правило, человек бьет по специально подготовленным мишеням, которые позволяют полностью имитировать удар кулака по лицу или в туловище. Вход идут боксерские перчатки или даже мясные туши. Звук ломающейся кости или рвущихся связок от болевого приема также может быть записан предельно реалистично, и узрителя не возникнет никаких сомнений, что злодею в фильме досталось по полной.
Каждый специалист по записи звука, ориентируясь на материал постановочного боя и жанр фильма, решает для себя вопросы звуковой имитации и заново экспериментирует с разными материалами в студии.
И все же как быть с боевым мастерством голливудских кумиров в жизни? Это реальность или тоже пустой звук? Конечно же, киношная схватка- это не реальная драка на улице. Поэтому ждать того, что герой боевика сможет все эффектные изрелищные приемы повторить в жизни, глупо. Уличная драка и даже спортивный бой никогда не будут такими же эффектными, как в кино.
Естественно, какими бы совершенными сегодня ни были технологии съемок, актеры все же должны иметь необходимую физическую подготовку и опыт в единоборствах. Если этого нет, на экране все выглядит неубедительно, и единственное, что может спасти и сделать «крутым» актера — это монтаж и съемка короткими крупными планами, когда ничего толком не видно и непонятно, кто, кому, куда и чем навернул. Наверняка все видели такие фильмы, когда вместо поединка зрители наблюдают сплошное мелькание на экране, и уже только в конце победивший актер гордо вскидывает голову и победно произносит финальную фразу.
Когда актер хорошо подготовлен физически и имеет представление о технике единоборств, ставить бой гораздо легче. Его уровень прямо зависит от опыта в реальных и спортивных поединках. Так что если бой на экране вам нравится, можете быть уверены: этот парень и в жизни не промах.
Автор — мастер боевых искусств, эксперт-инструктор по рукопашному бою и безопасности, ведущий рубрики «Школа выживания» в телепрограмме «Военная тайна»