Посмотрел российский фильм «Вызов». Это первое в мире кино, снятое в космосе!

Сегодня в российский прокат вышел один из самых ожидаемых фильмов последних лет — космическая драма «Вызов».

Это первый фильм в истории, снятый в космосе. Причем снят он российскими киноделами.

Мы уже сходили на премьеру и спешим поделиться своими впечатлениями. Удалось ли снять действительно запоминающееся кино? Удалось ли не испортить идею? Выглядит ли настоящий космос так же впечатляюще, как нарисованные в Голливуде блокбастеры? Разбираемся.

О чем фильм

Сам сюжет фильма достаточно прост. В открытом космосе российский астронавт из-за непредвиденной ситуации получает серьезную травму. Для его спасения требуется медицинская операция, которую можно провести только на самой МКС.

В руководстве Роскосмоса принимают решение отправить на орбиту хирурга, способного провести операцию в условиях невесомости. Зрителю предстоит увидеть сложные отборы, тренировки и непосредственно сам полет в космос.

Звучит интересно, но что насчет драматургии, сценарных ходов, операторской работы и актерской игры?

Фильм реалистичный, и дело не только в настоящем космосе

Несмотря на то, что фильм можно отнести к жанру научно-фантастической драмы, первые сорок минут выглядят как обыденный российский сериал с суровыми и честными российскими реалиями.

Открывающая сцена с Юлией Пересильд знакомит зрителей с главной героиней — уставшим хирургом, которая в силу профессии не успевает уделять время собственному ребенку. И все это раскрыто буквально за пару минут! Ничего лишнего и отвлекающего.

Кажется, что сценарист знает толк, как правильно расставить акценты и как с помощью диалогов и коротких связующих сцен можно двигать сюжет.

Кажется, что сценарист не стесняется продемонстрировать общество современной России, где проблемы решаются, благодаря связям. Например, принципиальность районного прокурора решается звонком Генеральному прокурору. Это не сказка. Это российская реальная ракета, к которой прицепом идут множество социальных проблем.

Кажется, что любовная линия здесь — не главная, но важная составляющая взаимоотношений главных героев. Смотреть интересно. Тонкая химия между персонажами убедительна.

Но, к сожалению, все это продолжается недолго. И, как только сюжет встает на рельсы «подготовки», что-то ломается.

Некоторые сцены начинают казаться затянутыми и лишними, действия и слова персонажей — вымученными, а в монтажной комнате наступает хаос.

Снято хорошо, но монтаж…


Клим Шипенко, снявший «Союз-7», «Холопа» и «Текст», здесь выступил и режиссером, и оператором

Фильм можно поделить на две серии, стилистика и подача которых сильно отличаются друг от друга.

Первая серия не хватает звезд с неба. Без изюминки и интересных визуальных решений, но качественно и убедительно. Портят ситуацию лишь специалисты, которых в какой-то момент пустили за монтажный стол. Непонятно, для чего принято решение склеивать друг за другом 3-х секундные сцены тренировок и подготовки. От такой подачи просто начинает кружиться голова.

Представьте: камера аккуратно облетает персонажей, проходит три секунды, камера вновь летит, но уже в другом помещении и с другими действующими лицами, еще три секунды, и новая сцена. И так повторяется не один раз. Тебя буквально мучают тренировками.

Успеть сфокусироваться на интересных деталях просто не удается. Тебя просто начинает укачивать! Нормально же работали, чего началось-то?

Но это еще цветочки. Вторая часть картины — это настоящий ад для клаустрафобов и людей, которых укачивает даже в штиль. К манере съемки, когда камера хаотично летает между летающими главными героями, нужно привыкать. В какой-то момент ты начинаешь мечтать, чтобы оператор просто замер.

Вероятно, оператор (он же и режиссер) сам мечтал о том, чтобы замереть, остановиться, постоять, полежать безо всякой настоящей невесомости. Но возможности такой нет. Ни у него, ни у зрителей.

Но при этом самый неожиданный вывод всего происходящего — это классная съемка! Ты понимаешь, что это все настоящее; что это живые люди на самой настоящей космической станции. Это настоящее отсутствие гравитации. Они действительно балансируют в этих узких пространствах МКС среди всех ящиков, приборов, компьютеров и прочей космической утвари и хлама.

Специально или нет, но оператору удалось передать всю сложность нахождения в открытом космосе. Всё то физическое напряжение, которое испытывает человек, находящийся в подобных условиях.

Хотели реализма — вот он! Вас укачивает? Это нормально! Терпите! Все ради искусства.

История трогательна, но с запрещенными приемами

Драма главной героини не является ключевой и движущей силой сюжета. Флешбеки, раскрывающие суть трагедии, накрывают героиню снова и снова. И лишь космос способен наконец-таки избавить её о них. Звучит пафосно? Возможно. Трогательно? Бесспорно.

Но тот факт, что режиссер не постеснялся для большего драматизма включить «Эхо любви» Анны Герман, удивляет. Я бы даже сказал — шокирует.

Музыка, которая использовалась в фильме «Судьба» про Великую отечественную войну, несомненно, великая. Но она гораздо глубже, чем рассказанная история в этом фильме. Запрещенный прием! Не надо было так.

В остальном, используемая музыка неплохо ложится на визуальную составляющую. Где нужно больше эпичности — тревожные оркестровые нотки, где нужно расслабить зрителя, авторы включают «Дельтаплан» Леонтьева. Всему свое время.

В какой-то момент фильма режиссер вообще решает, что основной материал отснят и можно просто поснимать талантливую и обаятельную Юлию Пересильд под разнообразную музыку. Режиссер не стесняется даже дважды раздеть актрису. Космос, да и только!

Возможно, в «лабораторных» студийных условиях на фоне зеленого экрана все это можно было снять еще более ярко. Но когда ты знаешь, что снято все на натуре — в душе загораются нотки уважения.

Правда, по итогу, все это серьезно растягивает хронометраж, и в какой-то момент ты начинаешь посматривать на часы. Все-таки 2,7 часа — это много даже для космоса.

Особенно в тех случаях, когда половину из этого времени ты проводишь в невесомости, а до этого получаешь порцию из сексизма, порой натянутых шуток, открытой рекламы брендов и постоянного курящего Машкова! Не каждый выдержит такой коктейль.

Но, пожалуй, самый главный минус — это неубедительная игра настоящих астронавтов. Здесь все выглядит печально, на уровне школьного утренника. Все трое выглядят в кадре просто неубедительно. Все-таки не к этому они полжизни готовились.

Возвращаясь к самой истории, у зрителя наверняка в середине сеанса возникнет вопрос, почему один из героев поступает так, а не иначе. Что движет им? Почему вдруг показанный ранее образ абсолютно не бьется с принятым решением? Но самое интересное, что все встает на свои места в финальной, несомненно, сильной финальной сцене. Красиво!

Что в итоге? Смотреть или нет

Несомненно, подобный фильм стоит смотреть в кинотеатре. Можно подумать, что картина, которое рекламирует даже Госуслуги, не получилась, и теперь навязчивой рекламной кампанией продюсеры любыми способами пытаются завлечь зрителя в кинотеатры.

Но причина совсем другая. Это действительно хорошее сентиментальное кино. Первый фильм про настоящий космос убедителен и интересен. Здесь не будет эпичных взрывов, яркой голливудской пафосности и лоска, зато много пролетов в реальном космическом МКС.

©  iphones.ru