Посмотрел российский фильм «Руки Вверх!». В чём разница с фильмами про западных звёзд

10 октября состоялась премьера байопика об одной из самых популярных российских групп 90-х — «Руки Вверх!». Фильм повествует о том, как двое молодых парней из провинции, несмотря на сложности и тяжёлые условия, стали кумирами миллионов, оставив яркий след в поп-культуре.

После успеха таких фильмов, как «Богемская рапсодия» о группе Queen и «Рокетмен» о жизни Элтона Джона, логично было ждать подобного и в российском сегменте. Мы сходили на премьеру и готовы рассказать, насколько фильм способен оправдать ожидания и передать дух эпохи, а также чем он отличается от других известных фильмов о музыкальных звёздах и их карьерах.

Обзор фильма «Богемская рапсодия». Билет на лучший рок-концерт

Фильм построен в форме воспоминаний взрослого Сергея Жукова, который в 2018 году оказывается в больнице с серьёзными проблемами со здоровьем. Лежа на больничной койке, герой вспоминает своё детство, молодость и восхождение к славе. Эта ретроспективная структура разделяет фильм на эпизоды из прошлого, где зритель знакомится с юным Жуковым в Димитровграде, и настоящего времени, в котором больной Жуков рефлексирует над прожитыми годами.

И здесь кроется одна из главных проблем фильма. Он слишком положительный, и фильм, и Сергей Жуков. Фильм вообще проваливается в попытке сделать глубокую и увлекательную музыкальную биографию.

Мы решили напрямую сравнить историю с крутейшими байопиками современности — «Богемской рапсодией» и «Рокетменом» и объяснить, что с новым фильмом не так.

Кратко

◦ Назад к содержанию ◬

Герой без внутренних демонов и это проблема

О чем фильм: история культовой группы, чей успех в 90-е годы стал символом для целого поколения. Лента повествует о пути Сергея Жукова от простого провинциального подростка до одного из самых известных поп-исполнителей России.

«Богемская рапсодия» рассказывает историю группы Queen с акцентом на личность Фредди Меркьюри — сложного, противоречивого и гениального артиста, разрываемого внутренними конфликтами и внешними обстоятельствами. Здесь Меркьюри — культовый герой, который проходит непростой путь к тому, чтобы принять себя.

«Рокетмен» переносит зрителя в мир Элтона Джона — от его первых шагов в музыке до мирового успеха. История фокусируется на личных демонах певца — зависимости, депрессии, поисках идентичности. Фильм стилизован под музыкальный фэнтези-мюзикл, отражающий необычный внутренний мир Элтона.

«Руки Вверх!» гораздо скромнее в замысле и подаче. В центре сюжета Сергей Жуков — обаятельный, целеустремлённый парень из провинции, не боящийся трудностей. В отличие от Меркьюри и Джона, Жуков изображён без значительных внутренних конфликтов: он почти полностью положительный герой, чья жизненная цель с самого начала ясна — стать успешным музыкантом и радовать публику. История даёт больше внимания карьерным, а не личным аспектам жизни Жукова.

Сюжет развивается через череду флешбеков, которые показывают становление Жукова как артиста. История берёт старт с его первых музыкальных попыток в Димитровграде, переходя к работе на радиостанции в Самаре, где он знакомится с Алексеем Потехиным, и заканчивается переездом в Москву, что становится началом их музыкального пути. Однако фильм кажется перегруженным слишком быстрым чередованием событий, что делает сюжет обрывистым.

Хотя кино и стремится показать трудный путь к успеху, структура сценария с этой задачей не справляется: герои слишком быстро переходят от одной ситуации к другой. Например, момент знакомства Жукова и Потехина сводится к короткому взаимодействию, что лишает зрителя понимания их неожиданной дружбы.

Фредди Меркьюри из «Богемской рапсодии» и Элтон Джон из «Рокетмена» проходят значительную внутреннюю трансформацию, проходя через моменты слабости и саморазрушения, которые, в конечном счёте, приводят к внутреннему перерождению. Это создаёт эффект драматического катарсиса для зрителя, подчёркивая личную силу и стойкость героев.

Сергей Жуков в «Руки Вверх!» проходит путь становления, но его трансформация скорее касается роста популярности и успеха, нежели внутренней работы над собой. В нём почти не видно уязвимости, каких-то темных сторон, что могло бы добавить глубины и создать многогранный портрет героя. Личное и профессиональное развитие героя не получает должного драматического подкрепления. Он просто хороший и точка.

◦ Назад к содержанию ◬

Здесь почти нет конфликтов

В итоге, именно сценарий кажется основным слабым звеном фильма. Он слишком упрощён и насыщен предсказуемыми, линейными событиями. В фильме почти нет развитого конфликта, который мог бы держать внимание на протяжении всей ленты.

В «Богемской рапсодии» — внутренний конфликт Меркьюри — сильнейший элемент всего фильма, его борьба с одиночеством, трудности в принятии своей сексуальности и напряжённые отношения с коллегами по группе. Конфликт здесь многослойный: он затрагивает и личную жизнь Фредди, и профессиональные разногласия внутри группы.

«Рокетмен» акцентируется на борьбе Элтона Джона с его зависимостями и стремлением обрести признание и любовь. Конфликт в фильме более психологичен, а личные трудности Элтона раскрываются через яркие, эмоциональные музыкальные номера, которые подчёркивают его внутренние переживания.

В «Руки Вверх!» главный конфликт показан через внешние обстоятельства — давление продюсеров, бандитизм 90-х, финансовые трудности. Внутренних же конфликтов у героев практически нет: Жуков представлен как человек, твёрдо идущий к своей цели, практически не сомневающийся в себе. Это делает фильм более поверхностным в плане драматизма. Конфликт, если его можно так назвать, сосредоточен на противостоянии героев с суровыми реалиями шоу-бизнеса 90-х, но не затрагивает глубокие личные драмы.

Сложности, с которыми сталкиваются герои, такие как коварные продюсеры и болезни, показаны довольно поверхностно, что сводит напряжение к минимуму. Повторюсь, Жуков изображён как герой без недостатков, что создаёт чересчур идеализированную картину, где драматические моменты почти отсутствуют как таковые. Даже к дефолту 90-х здесь достаточно мягкое отношение.

◦ Назад к содержанию ◬

Актерская игра и ее отсутствие

Роль Сергея Жукова в молодости исполнил Влад Прохоров, который обладает той же открытой и жизнерадостной харизмой, как и его реальный прототип. Он удачно передаёт энергичность и целеустремлённость персонажа, однако его внешнее несходство с Жуковым всё же вызывает у зрителя диссонанс.

Илья Русь, сыгравший Потехина, напротив, оказался максимально похож на реального героя — и визуально, и по характеру. Ещё одну яркую роль исполнил Фёдор Лавров в роли продюсера, он сумел показать и жёсткость, и цинизм персонажа, это добавило фильму реалистичности и хотя бы немного драмы и конфликта.

Однако Жуков в зрелом возрасте, которого сыграл сам Сергей, и его жена Регина, также появляющаяся в роли самой себя, на экране выглядят неубедительно. Их актёрские навыки сильно уступают профессиональным актёрам, и моменты с их участием выглядят неловко. Зато зритель видит настоящего живого Жукова. Фанаты будут довольны.

◦ Назад к содержанию ◬

Режиссёрское видение без идеи, а жаль

«Рокетмен» использует стиль музыкального фэнтези, где реальность и вымысел сплетаются, подчёркивая уникальный взгляд Элтона Джона на жизнь. Яркие и запоминающиеся музыкальные номера являются важной частью рассказа, визуально отражая эмоции и мысли Элтона.

«Богемская рапсодия» снята как классический биографический фильм с элементами эпопеи, где реализм и эмоциональность сбалансированы. Одна из лучших сцен фильма — финальный концерт Live Aid, снятый как кульминация фильма, подчёркивающая единство группы и силу Меркьюри.

«Руки Вверх!» использует ностальгические флешбеки и показывает события через череду временных скачков. Режиссура более документальная и линейная, поэтому фильм выглядит как хроника событий с минимальными художественными отступлениями. Концертная сцена в «Лужниках» в финале также становится ключевым моментом, однако не вызывает столь яркого эмоционального отклика, как сцены концертов в западных байопиках. Получилось слишком пресно.

И это мы еще ждем биографический фильм Робби Уильямса, где в главной роли будет обезьяна! Вот уж где будет настоящий креатив и неожиданная, хоть и сумасшедшая идея.

https://rutube.ru/video/9f9e5e53e3383a9abc556ac3c00a6bac/

◦ Назад к содержанию ◬

Здесь много музыки, но она не в тему

«Богемская рапсодия» и «Рокетмен» используют полные версии музыкальных хитов звезд, превращая их в части сюжета и давая зрителю возможность полностью ощутить магию музыки героев. Композиции раскрывают внутренние эмоции персонажей, что делает музыкальные номера важной частью повествования.

В «Руки Вверх!» музыка играет роль фона. Песни группы включены в фильм, но звучат лишь фрагментами, что не позволяет зрителю глубже погрузиться в атмосферу. Знаковые хиты группы используются для воссоздания ностальгической атмосферы, однако не становятся частью повествования о внутренней жизни героя. Это создаёт ощущение, что музыка существует как некий фан-сервис, но не оказывает влияния на драматическое развитие.

Несмотря на обилие музыки, поклонникам группы может показаться, что в фильме мало того, ради чего они пришли — любимых песен, которые в ленте звучат лишь фрагментами, а не целиком.

◦ Назад к содержанию ◬

Здесь много ностальгии, это классно

Фильм мастерски передаёт эстетику 90-х годов, начиная от интерьеров и заканчивая костюмами. В кадре появляются характерные атрибуты времени: громоздкие кассетные магнитофоны, VHS-кассеты, ковры на стенах, советская мебель, махровые свитера и спортивные костюмы.

Эти детали словно возвращают зрителя в эпоху до социальных сетей и стримингов, когда музыку слушали на кассетах, а новости обсуждали на кухне.

В фильме показаны толпы поклонников, их ажиотаж и готовность ждать артистов у подъезда, ловить их на автографы и хранить их постеры. Эта страсть и культовый статус группы показывают феномен «Руки Вверх!» как часть огромного ностальгического феномена, отражая фанатизм 90-х и ранних 2000-х, когда встреча с кумиром была редкостью и огромным событием. Это сейчас его можно захейтить на его же страничке в соцсети. В 90-ые увидеть живую звезду — это уже был успех!

◦ Назад к содержанию ◬

Эмоциональный эффект, а вернее его отсутствие

Финалы «Богемской рапсодии» и «Рокетмена» эмоционально мощные, поскольку они приводят героев к кульминации их внутренней борьбы и профессионального успеха. Эти сцены становятся некой финальной чертой, показывая, что главные герои достигли своего эмоционального и личного взросления.

«Руки Вверх!» завершает историю концертом в «Лужниках», который символизирует успех Жукова и его группы. Хотя финал передаёт радость и гордость, он оставляет менее глубокое эмоциональное впечатление, поскольку путь к этому успеху не показан через призму личной борьбы. Это делает финал больше похожим на праздник для фанатов, чем на завершением значимой личной истории музыкантов.

Пытаясь охватить около тридцати лет биографии за 1 час 40 минут, фильм ограничен в своей глубине. Моменты, которые могли бы стать важными сюжетными узлами — такие как знакомство с Потехиным или напряжение в группе — поданы лишь мельком. Из-за этого фильм больше похож на подборку ключевых моментов, чем на полноценный рассказ о развитии группы. К примеру, в ленте почти не объясняется, что именно привело к распаду коллектива, хотя для фанатов и зрителей это могло бы стать интригующим моментом.

◦ Назад к содержанию ◬

Смотреть фанатам, остальным — по настроению

Зарубежные хиты предлагают зрителям глубоко личные истории о борьбе с внутренними демонами, самопознании и принятии себя, что делает их яркими и запоминающимися драмами.

«Руки Вверх!», напротив, это фильм о пути к успеху, снятый в более нейтральной, хроникальной форме, где личная драма героя затушевана, а основное внимание сосредоточено на фактах и событиях. Это делает его ближе к лёгкому, ностальгическому просмотру для поклонников группы, чем к психологической драме, раскрывающей внутренний мир главного героя.

Для тех, кто ожидал увидеть более сложный и честный байопик, такой подход может показаться недостаточным.

©  iphones.ru