Посмотрел новый фильм «Манкимэн» (2024). Он лучше, чем Джон Уик
На этой неделе в кинотеатрах стартовал прокат боевика «Манкимэн», который многие успели окрестить индийским аналогом Джона Уика.
Российские дистрибьюторы пошли еще дальше, утверждая в локализованном трейлере, что продюсеры фильма — те же, что работали над фильмами о Джоне Уике. Западные источники, правда, об этом интересном факте ничего не слышали. Наверное, нашим дистрибьюторам показалось, что так кино будет проще продать российскому зрителю, да и кто будет проверять, правда это или нет?
Мы решили не только проверить этот смелый маркетинговый ход, но и оценить, стоит ли новинка вашего внимания. Спойлер — из кинотеатра мы вышли под впечатлением. Но обо всем по порядку.
Сценарий здесь лучше, чем во всех фильмах о Джоне Уике
О чем фильм: Главный герой истории стремиться отомстить за разрушение деревни коррумпированным полицейскими. Герой, ранее выросший в лесу и воспитанный историями о Ханумане, индийском божестве в облике обезьяны, маскируется и участвует в подпольных боях, чтобы приблизиться к сердцу коррумпированной элиты.
Оба фильма, «Манкимэн» и «Джон Уик», построены на мотиве мести, однако они представляют собой существенно разные подходы к этой теме.
В то время как «Джон Уик» предлагает изы сжатый рассказ о бывшем наёмном убийце, который возвращается к своей кровавой профессии, «Манкимен» обогащает сюжет глубокими социальными и культурными аспектами, связанными с индийским образом жизни и мифологией. Не факт, что поклонники Уика оценят эту многослойность, ведь она отходит от прямолинейной экшен-драмы.
«Манкимен» предлагает нечто большее, чем эффектный, но порой бессмысленный «поход в тир» бородатого мужчины в строгом костюме.
«Манкимен» вплетает в себя социальные и политические темы Индии, такие как кастовая система, политическая коррупция и угнетение маргинализированных сообществ, в частности, трансгендерных людей, известных как хиджра. Режиссер решил показать, как эти угнетенные группы борются за свои права и справедливость в обществе. Это важно? Несомненно. Это интересно российскому зрителю? Спорно.
Экшен местами прекрасен, но есть два нюанса
В «Манкимен» есть явные отголоски к образцам жанра — «Джон Уик» и «Рейд», которые включают продуманную хореографию драк и напряженные погони. Здесь даже есть прямая цитата-отсылка к оружию Джона! Если это, конечно, но не очередное самодурство наших переводчиков.
Патель Патель (режиссер и актер, исполнивший главную роль в фильме) берет лучшее из мира экшена и пропускает его через призму индийской культуры, пытаясь создать нечто уникальное. Более кровавое и брутальное.
Драки здесь показаны с максимальным уровнем насилия и жестокости. Если «Джон Уик» — это танец с пистолетами, а «Рейд» является хардкорным кино о выживании, то «Манкимен» — это грустный злой индус, который вместо оружия использует кулаки и любые подручные предметы.
Если в «Джоне Уике 4» все будут помнить сцену с камерой с потолка, то в «Манкимен» такой сценой, скорее всего будет кровавые разборки ближе к развязке фильма. Шикарный захватывающий дух абсолютно хаотичный момент. И этим он прекрасен.
Боевые сцены напоминают видеоигру «от босса к боссу», где сложность и интенсивность столкновений возрастает по мере приближения главного героя к своей цели. Что-то подобное мы видели и в Джоне Уике.
Проблемы две, первая — в процессе просмотра создалось ощущение, что оператор учился снимать подобный сложный экшен прямо в процессе съемок. Начальные драки, кажется, сняты слишком с близких ракурсов. Некоторые моменты выглядят слишком хаотичными и бурными. Особенно это касается сцены погони. Получилось слишком слабо для подобного жанра. Быть может, Джон поднял слишком высоко планку?
Лишь ближе к середине картины оператора будто бы отодвигают от эпицентра событий или дают более подходящий объектив. Хотя может быть режиссер таким образом хотел продемонстрировать некое внутреннее «взросление» главного героя и его умение более трезво оценивать обстановку вокруг и быть более дисциплинированным.
Вторая проблема — экшена здесь слишком мало, особенно с учетом двухчасового хронометража. Это далеко не Джон Уик, в котором разборки с врагами происходят каждые 10–15 минут. Здесь такого не ждите.
Режиссерский дебют получился успешным, но не идеальным
Как мы уже говорили, картину поставил актер Дэв Патель, известный в нашей стране по таким фильмам как «Миллионер из трущоб» и «Лев», за роль в котором он получил номинацию на «Оскар».
Режиссерский дебют Пателя можно назвать успешным, молодому специалисту удалось не только создать визуально привлекательное и динамичное кино, но и затронуть глубокие социальные темы. Джон Уик последнего был практически лишен.
Фильм совмещает несколько сюжетных линий, включая драму личной мести, социальную критику и элементы индийской мифологии. Это добавляет слои глубины персонажам и их мотивациям, делая фильм более насыщенным. Но при этом попытка совместить множество историй иногда работала во вред фильму, делая его перегруженным и затрудняя восприятие основной линии.
Для современного зрителя, который просто пришёл посмотреть на крутые драки и перестрелки, такой подход может показаться громоздким и малоинтересным. Избалованный сегодня зритель. Больше зрелища, меньше думать.
Но главный косяк фильма — переизбыток флешбеков.
Они были явно предназначены для обогащения истории, предоставляя контекст прошлого персонажей, но их было иногда слишком много. Это сделало повествование рваным и отвлекало от текущих событий. Некоторые переходы между временными линиями казались резкими и не всегда логично вписывались в общую структуру сюжета. Наконец, некоторые флешбеки выглядели просто затянутыми.
Можно смотреть, но не обязательно
Главное, что Патель достигает в своей работе, — это демонстрация уникального личного видения истории, которое позволяет фильму выйти за рамки простых жанровых категорий. Это не только стильный экшен-боевик, это что-то большее.
Для тех, кто ищет «индийскую реинкарнацию Джона Уика» этот фильм может оказаться несколько неожиданным. «Манкимен» действительно включает в себя элементы крутого современного боевика и всячески подмигивает Джону — здесь напряжённые драки, погони и перестрелки. Но его сюжет глубоко пронизан индийскими традициями и философией, а хронометраж местами затянут. Это может оказаться менее привлекательным для тех, кто ожидает прямолинейного и безостановочного экшена а-ля «Джон Уик».
Да и в целом, если сравнивать каскадерские трюки двух фильмов, конечно же, история про грустного киллера выглядит гораздо более динамична, эффектна и креативна на экшен-сцены. Все-таки тем фильмом занимались настоящие опытные профессионалы своего дела.
Но если вы готовы принять индийский культурный контекст — советуем его посмотреть. Это не просто фильм, это опыт, который может расширить понимание о том, каким может быть современное экшен-кино.