Посмотрел начало нашумевшего сериала «Преступление и наказание». У меня нет слов
На Кинопоиске состоялся релиз долгожданного сериала «Преступление и наказание», адаптации одноименного романа Федора Михайловича Достоевского.
Здесь делается просто гигантская ставка именно на адаптации, о чем расскажем поздне. Изначально проект должны были запустить ещё в конце октября, однако старт несколько раз переносили по неизвестным причинам. По слухам, сроки выхода сдвинули из-за неоднозначных премьерных показов.
На сегодняшний день Кинопоиск выпустил первые 4 эпизода из 10. Остальное должно добраться до онлайн-кинотеатра только 30 ноября.
Мы уже посмотрели первые серии, готовы поделиться впечатлениями и «ловить хейт» в свой адрес. Ожидания тотально не совпали с реальностью.
Новое прочтение, или как всё испортить
О чем сериал: у нищего и гордого студента рождается безумная идея. Новое прочтение великого романа.
Лето. Петербург ХХІ века. Студент Родион
Раскольников изнурён безденежьем, безработицей и мыслями о бессмысленности своего существования. Но в его сознании зреет план.
Осовременивать классику — это уже норма для кинематографа. Об этом решении нас предупреждали заранее, так что зрители к такому были готовы сразу. Да и… почему бы нет? Такой подход может оказаться ближе и проще для понимания современному зрителю.
Только вот у этого решения со стороны Кинопоиска выглядит больше не новым прочтением, а попыткой все удешевить. Ведь воссоздать XIX век стоит намного дороже, чем снять на натуре Петербург XXI века. Не надо так сильно вкладываться в костюмы, соответствующий грим и декорации.
Понимаем, если бы это было как-то действительно обыграно, но постановщики, кажется, решили и этим вопросом не заниматься. Зато есть то, что сильно портит впечатления — манера общения.
Авторы сериала пошли по пути миксования: они объединили Достоевского и современный мир. Новинка буквально пестрит различными цитатами оригинала и литературной, театральной речью. И как же это вычурно смотрится на фоне проезжающего мимо «Соляриса» или стоящих на улицах электросамокатов. А в одном из эпизодов Раскольников вообще превращается в велокурьера с соответствующей ему сумкой доставки.
Перед зрителями создается картина театральной постановки, где каждый актер нарочно немного переигрывает и общается в духе давно ушедшей эпохи, а на фоне их сопровождает современность. Чистая, стерильная и совершенно не гнетущая.
Ты смотришь на эту бурю эмоций и не понимаешь, что происходит на экране.
Персонажей, кажется, тоже забыли раскрыть, а характеры действующих лиц решили и вовсе переписать. Тот же Раскольников в исполнении Ивана Янковского получился фриком из «Топей», но не бедным студентом, который пытается разобраться в гранях между добром и злом. Он не ударяется в философию, а просто ведет себя, как истеричка с вечной паранойей и проблемами в психическом здоровье. Другими словами, нам показывают вылитого шизофреника.
Другое воссозданные образы выглядят особенно карикатурно. Особенно Марфа Петровна, контролирующая людей одним лишь взглядом. При этом сама по себе актриса не создает соответствующего впечатления.
Мистика здесь оказалась не к месту
Второй крупной проблемой сериала оказалось то, что Мирзоев пытается углубиться в мистику вокруг происходящих событий. Буквально со всеми героями происходит что-то магическое.
Главным двигателем в происходящей на экране бесовщине становится Тень (Черт), которую просто отлично сыграл Борис Хвошнянский. Он буквально с первых минут захватывает внимание своей бесконечной харизмой, а каждое его появление добавляет сладости происходящему. Обидно только то, что лишь он смог зацепить внимание.
Так или иначе, такое решение кажется лишним. Это не то произведение, где нужно заигрывать с потусторонними силами.
Топор улетел в процентщицу, а должен был в оператора и монтажера
Но даже указанные вещи можно было бы смягчить в оценке, а на что-то и вовсе закрыть глаза, понимая, что это очень вольный пересказ с собственным видением.
Оператор Матвей Ставицкий часто ловит неудачные кадры при слабом освещении, где ты банально не видишь лиц. Не то, что всё остальное. Пролеты камер вызывают вопросы, потому что периодически она начинает хаотично двигаться и ты просто теряешься в кадре. Зачем было снимать многие сцены с рук, не хватило бюджета на нормальный штатив?
Монтажные склейки лишь раздражают. Особенно в первой серии, где все кажется безумным артхаусом. Только Владимир Мирзоев не Ларс Фон Триер, и вечное непонимание происходящего лишь отталкивает. Как будто режиссер настолько решил «упороться», что сам потерял ту нить, которую старался проложить в течение всего хронометража. Кажется, что никто из героев уже не понимает, что тут, ***, происходит.
В следующих эпизодах ситуация становится лучше, а повествование оказывается более прямолинейным. Однако от символических вставок никто не отказался, и они просто вызывают непонимание и неловкость. Чего уж стоит только одна сцена с обнаженным Янковским на столе, которую уже все успели обсудить…
Очень интересно посмотреть на режиссерскую версию без вырезанных эпизодов. Быть может, она могла бы все прояснить. А пока лишь одни вопросы без ответов.
Просто мусор, и это печально
«Преступление и наказание» не похоже на новый взгляд на культовый роман. Фактически это очень вольная интерпретация с плохими декорациями, хорошими актерами, которые сами не до конца понимают, что им играть, слабым звуковым сопровождением и множеством спорных режиссерских решений.
Новинка всего за день собрала 5.6 баллов на Кинопоиске из 10. Современному зрителю она просто не подходит. Любителям артхауса тоже вряд ли понравится происходящее. Так кто же целевая аудитория у этого сериала? Ещё один вопрос без ответов.