Посмотрел Джокера. Неожиданно лучший фильм года
На этой неделе в российский прокат фильм «Джокер», который должен быть рассказать историю злодея в гриме клоуна. Но вместо сумасшедшего экшена, буйства красок и весёлых шуток, зритель получил абсолютно иное кино.
Рассказываю, почему это один из главных фильмов года. И почему его нельзя пропускать.
Мир не будет прежним
Мир комиксов изменится после этого фильма. Уверяю вас.
Давайте будем честны, мы устали от блокбастеров про летающих супергероев в трико. Эпично, зрелищно, но безумно скучно. Проблемы, которые поднимаются в подобных фильмах, не связаны с реальным миром. У них там своя вселенная, суперкостюмы, суперзлодеи, хиханьки-да-хоханьки. Пустышки.
Новый фильм отходит от привычной схемы «герой-получение суперспособности-злодей-победа». Зрителя знакомят с обычным человеком, который может быть вашим знакомым. Вашим коллегой. Вашим соседом. У него нет ни коварного плана захватить мир, нет идей, как исправить свое плачевное состояние.
Он просто пытается понять, как ему жить со всеми своими внутренними проблемами и демонами в этом страшном мире. Как попробовать реализовать себя, воплотить собственные мечты. И это пугает по-настоящему. Слишком честная социальная драма получилась.
Персонаж выживает. Как и многие из нас. Ему тяжело, больно. Жизнь не имеет смысла. Кругом только гнетущая октябрьская атмосфера безнадежности, от которой задыхается главный герой. Как здесь не сойти с ума?
То, что произошло с «Джокером», не назовёшь никак иначе, как переосмыслением жанра. Смелое рискованное решение. Кто-то скажет, а как же «Темный Рыцарь» Нолана? Он бесспорно хорош, но до революции не дотягивает. Правда, понять это можно лишь посмотрев «Джокера».
Режиссеру и сценаристу Тодду Филлипсу удалось снять настолько пронзительный и пугающий своей реалистичностью фильм, что ты просто забываешь, что это вообще-то комикс.
Филлипс не стесняется делать из Готема, копирующего Нью-Йорк 80-ых годов,
мрачное нелицеприятное воплощение современного мира. Здесь знакомые до боли проблемы общества. Безработица, забастовки, грязь, мусор, беспричинно жестокое молодое поколение и болезненное деление людей на классы.
Редко в современных фильмах (тем более комиксах) можно увидеть то, что и без кинематографа происходит каждый день на улицах.
Среди всего этого хаоса нас знакомят с главным героем, который в первой же сцене задает вопрос, от которого становится не по себе.
Это я, или весь мир сходит с ума?
Герой, которого мы заслужили
У каждого поколения свой Джокер: карикатурный клоун Джек Николсон, расчетливый псих Хит Леджер, пугающий маньяк Джаред Лето. Каждый из них, несомненно, был харизматичным антигероем, откровенным антиподом Бетмана. Ярким и безумным.
Джокер, которого сыграл Хоакин Феникс — он не хуже и не лучше. Он другой. Шедевральная перезагрузка персонажа. Феникс создал собственный, уникальный образ Джокера. Пугающего нервозного психопата с биполярным расстройством. Который, напоминаю, может быть, например, вашим соседом, измученным несправедливой жизнью.
Жалость, недопонимание, отвращение, страх. Эмоции будут сменять друг друга, одна за другой. И так в течении всего сеанса. Во время смеха Джокера вам точно будет не по себе.
Самое ужасное, что зритель не может угадать момент, когда героя окончательно сорвет с катушек и избитого жизнью неудачника он шагнет в образ Принца преступного мира.
Добавьте к гениальной актерской игре давящий жестокостью сценарий, атмосферную музыку и шикарную операторскую работу и поймете, насколько хорош новый Джокер.
Кино получилось крайне стильное. Одна из сцен, наверняка, станет культовой. Не зря ее выбрали в качестве основы для постера. Лестница, Джокер и рок-н-ролл от Гарри Глиттера. Снято настолько шикарно, что уже ради этого момент хочется повторно сходить в кино. А песню переслушивать бесконечное количество раз (что я и делал после просмотра).
Холодные тона. Детали. Мелочи. Долгие кадры. Пугающие эмоции на уставшем уродливом лице Хоакина. Фильм неторопливо погружает мрачную атмосферу внутрь зрителя.
Он заставит нервничать. Чувствовать себя неуютно. Добро пожаловать в гнетущую реальность и безысходность. Здесь не будет развлекательного зрелища. Мне жаль выходящих из кинозала в процессе просмотра зрителей, которые оказались к такому не готовы. Искусство — здесь и сейчас. И оно задает важные остросоциальные вопросы, а не предлагает съесть ведро попкорна во время сеанса.
При этом здесь нашлось место отсылкам ко многим культовым фильмам. Начиная от творчества Скорсезе и заканчивая Финчером. Но при этом «Джокер» абсолютно уникальный по-своему фильм. Здесь нет копирования.
DC, продолжайте
Про комиксы вселенной DC часто говорят, что они слишком мрачные. После «Джокера» эта «претензия» полностью оправдана.
Вот только новый фильм — это не про комиксы. Это про нас с вами.
Вместо того, чтобы бросить героя в чан с химикатами, режиссер использует образы токсичного общества, которое способно лишь разрушать. Фильм заставляет задуматься. И за это ему большое спасибо.