Посмотрел Доктор Сон и уснул
На этой неделе в российский прокат вышло продолжение легендарного Сияния, фильм Доктор Сон.
История о дальнейшей судьбе Дэнни — маленького мальчика, семья которого заселилась в тот самый страшный отель, получилась странной и не оправдала ожиданий. Сложно с ходу сказать, чем так плоха картина.
Тем не менее, попробуем разобраться, что не так с новой экранизацией Стивена Кинга.
У фильма изначально была масса проблем
Шансов увидеть хорошее кино практически не было.
Режиссёр картины Майк Флэнеган хоть и набил руку на жанре ужасов, сняв нестыдные Окулус и Сомния, не выглядел специалистом, который способен удивить в жанре.
Даже несмотря на то, что он успел поработать с текстами Кинга и продемонстрировать понимание его литературы.
Перед Флэнеганом стояла практически нереальная задача — снять достойное продолжение культового творения Кубрика. Того самого фильма, который большинство критиков считает даже лучше одноимённого романа Кинга. Того, самого фильма, который буквально взбесил писателя.
В нем акценты были серьезно смещены по сравнению с книгой. Вместо борьбы мальчика со сверхспособностями со злыми призраками отеля Оверлук зритель увидел психологический триллер о постепенно сходящем с ума писателе. Легендарная роль Джека Николсона, затмившая все остальное!
Как мы все знаем, сделать сиквел лучше оригинала в Голливуде получается только у Джеймса Кэмерона, и то не всегда (привет, Терминатор: Тёмные судьбы). Правда, при этом он меняет жанр, чаще всего делая из фантастических триллеров-ужастиков добротные боевики.
Но самое главное, сам роман «Доктор сон», написанный Кингом спустя 36 лет после «Сияния» получился достаточно вторичным. Книга уступает по всем статьям оригинальной истории. Много воды, много повторений.
В итоге, замысел продюссеров изначально выглядел сомнительно. Режиссёр не самый опытный, источник сценария не самый сильный, и оригинал, ставший легендарным.
Можно ли с такими вводным получить крутое кино? Нет. Достойное? Да. Но не получилось даже этого. Режиссер тоже (как и Кэмерон) попробовал изменить жанр фильма, но все равно все пошло не так.
Режиссер не определился, о чем кино
Вступительная часть фильма нагло пытается заигрывать со зрителем сценами из Сияния. Знакомые интерьеры отеля Оверлук, схожие ракурсы и манера съёмки.
Может Голливуду уже хватит давить на ностальгические эмоции? Нас недавно кормили подобным в ужасном «фанфик-сиквеле» терминатора, который покадрово копировал оригинальные сцены.
Правда, вместо отцифровки лиц главных героев создатели просто заменили актеров. Выглядит странно. Нелепо. Фильм сняли чужие люди, а неудобно и неловко почему-то нам.
«Пересъемка» сменяется небольшим странным обрывистым рассказом о дальнейшей судьбе юного главного героя Дэнни после событий в дьявольской гостинице. Если вкратце — конечно, ничего хорошего. Психологическая детская травма, страхи, в дальнейшем алкоголь, депрессия, голоса в голове и вот это все. Все как любит Кинг.
Вместе с тем, сценарист и монтажер пытаются собрать пазл из кусочков старой истории и судеб новых персонажей в одну внятную «картинку». Получается скомкано. Невнятно. Ритм и темп — это точно не про Доктор Сон. Сюжетное повествование прыгает от героя к герою, неумело и уныло раскрывая их характеры. И это при 2,5 часовом хронометраже!
История о небольшой общине бессмертных злых колдунов, питающихся одарёнными «сиянием» детьми, мало того, что никаким образом не связана с оригинальным фильмом, так еще и выглядит вторичной.
Порой создается впечатление, что режиссер и сценарист посмотрели «Сияние», затем «Интервью с вампиром», и только потом прочитали роман «Доктор Сон». И решили все это как-то соединить.
Вместо маленького запуганного мальчика из «Сияния» — смелая девочка-подросток. Вместо хитрого и остроумного героя Тома Круза — таинственная и зловещая Роуз в исполнении Ребекки Фергюсон. Вместо леденящих душу призраков адского отеля — группа хиппи-колдунов на микроавтобусах, путешествующих по невнятным локациям (звучит как бред, но это правда).
Вместо сходящего с ума героя Джека Николсона спокойный персонаж взрослого Дэнни, который достаточно быстро по сюжету справляется со своими страхами.
Скучно!
Из всего этого «переосмысления» можно выделить лишь Фергюсон. Актриса отлично справляется с ролью «лидера зла». Убедительно и харизматично. Но этого очень мало!
Фильму абсолютно нечем зацепить. Хотя, казалось бы, кино очень многогранное. Здесь и сцены «выздоровления» взрослого Денни, и сатанинские обряды группы зла, и сверхспособности новой героини.
Иначе говоря, социальная драма с ментальными расстройствами героя (типичный Кинг), бессмертные серийные убийцы со сверхспобностями (звучит по-современному), «сияние» детей (привязка к оригинальному роману). Но все это странно перемешено в сюжете.
Четкой истории просто не получается. Сказать одним коротким предложением «о чем фильм» невозможно, и это одна из главных его проблем.
Хоррор, который не пугает, и это странно
Режиссер будто изначально хотел снять многогранный мини-сериал, но затем все-таки решил выпустить полнометражное кино. В итоге, многие события выглядят ненужными, сцены затянутыми и никаким образом не влияющими на основной сюжет.
То, каким образом вся история приводит героев в отель Оверлук, выглядит как чистая спекуляция на чувствах зрителей.
Быть может, фильм могли спасти новые идеи кошмаров в адском отеле. Быть может, новые ракурсы знакомых локаций и леденящих кровь сцен. Но ничего кроме фирменной сине-желтой гаммы и периодического звукового эффекта сердцебиения вместо зловещей музыки съемочная команда Фленинга не предлагает.
Оператор Майкл Фимоньяри лишь пару раз действительно творчески подходит к съемке, предлагая зрителю буквально полетать с одним из персонажей. Астральные полеты вышли действительно головокружительными, в прямом и переносном смысле. Подобное редко встретишь в кино.
Однако в фильме нет никакого напряжения и зловещей атмосферы. Пару необязательных скримеров, затянутая сцена убийства ребенка и на этом все. Отнести Доктор Сон к ужасам не получается. К психологическому триллеру тоже.
Это мистическая страшилка для детей с локациями из Сияния. Кино полностью оправдывает свое название. Можно смело спать на сеансе, кино слишком пресное и унылое.
Я бы вообще не стал называть Доктор Сон прямым продолжением Сияния. Это не более, чем хитрая уловка самого Кинга и меркантильных продюсеров. Первый, видимо, так и не принял гениальность Кубрика. Вторых, естественно, интересуют лишь наши деньги.
Сомнительные цели создателей для того, чтобы вообще обращать внимание на этот фильм. И тем более идти в него кинотеатры. Лучше пересмотреть творение Кубрика, оно действительно сияет.