Послушать или посмотреть: как лучше запоминать информацию
В школах и университетах не просто так просят конспектировать лекции. Это не только поможет повторить материал дома, так он лучше отложится в вашей памяти
Если вас попросят рассказать о своем отпуске, вы начнете перечислять все что видели и вряд ли упомянете то, что слышали. Попытайтесь вспомнить свои последние каникулы, вероятно, вы хорошо запомнили места, но вряд ли вспомните музыку или слова незнакомцев, сидевших рядом с вами в автобусе. Этот эффект объясняется тем, что мы лучше запоминаем то, на что обратили внимание, и что нам было важно именно в тот момент. Однако иногда, например, на учебе в университете, информация которую вы видите запоминается лучше той, которую вы услышали. Почему так происходит? Чтобы разобраться, нужно сравнить разные типы сенсорной памяти.
Данные, которые мы получаем из окружающей среды, как правило, являются сенсорной информацией, то есть информацией, которую мы получаем через наши органы чувств. Всего существует три типа:
- Иконическая
Это информация, которую мы получаем с помощью визуальных стимулов, на которые мы обращаем внимание. Обычно нам достаточно взгляда в четверть секунды, чтобы что-то запомнить. Но чем дольше мы подвергаемся воздействию визуального стимула, тем дольше его след остается в памяти.
- Эхоическая
Информация воспринимается через слуховой ввод, для ее записи необходимо около 4 — 6 секунд.
- Тактильная
Данные записываются при прикосновении. Обычно это информация о боли, текстуре и температуре.
Сенсорные воспоминания довольно мимолетны по своей природе. Считается, что эхоическая (звуковая) информация сохраняется дольше, в течение 7 — 10 секунд, в то время как иконическая (визуальная) длится около секунды, тактильная — около двух секунд. Они не уходят в долгосрочную память, основная функция сенсорной памяти состоит в том, чтобы удерживать информацию достаточно, чтобы ее можно было распознать и переключить в рабочую память. То есть, увидев предмет, ваш мозг обрабатывает информацию о нем, формируя образ объекта и извлекая пространственную, семантическую, прагматическую и другую информацию о реальном мире в данный момент.
Мимолетность и время запоминания сенсорной информации было проверено еще в прошлом веке. В ходе эксперимента участникам было представлено десять согласных. Одной группе показали буквы, а другой продиктовали их. Добровольцам немедленно дали лист бумаги, на котором им было необходимо записать увиденное или услышанное. Оказалось, что группа, которая слышала буквы, показала более точное запоминание.
Однако значение имеет лишь то, как информация была сохранена далее. Любая информация, которую мы получаем, имеющая определенное значение для нас, сохраняется в долгосрочной памяти. В 2009 году ученые пришли к выводу, что слуховая память распознавания «записывается» намного хуже зрительной. Ученые считают, что это зависит от множества факторов. Однако человеку проще реагировать на зрительные изменения, поэтому такая информация чаще бывает более эмоциональной. Также на процесс запоминания влияет предыдущий опыт и убеждения. И хотя существуют люди, которые лучше воспринимают и запоминают «на слух», большинство людей воспринимают информацию на визуальном уровне.