Помните Аську? Вспоминаем, какими мессенджеры были 25 лет назад (и как менялись)
Современная история мессенджеров началась в середине 90-х годов с развитием и популяризацией интернета. С того времени приложения для обмена сообщениями сильно изменились и обросли новыми возможностями.
Некоторые сервисы не выдержали испытания временем и растеряли свою аудиторию, а другие наоборот выиграли место под солнцем благодаря своевременным новшествам и инновациям.
Предлагаем вспомнить основные этапы развития мессенджеров и собрать главные критерии современного приложения для обмена сообщениями.
Конец 90-х. Групповые чаты, аватарки и статусы
Началом современной истории мессенджеров принято считать 1996 год. Тогда появилось и начало набирать популярность новое средство для общения через интернет — ICQ. Не стоит путать это приложение для переписки из операционной системы Windows с одноименным мессенджером из App Store.
Перспективное направление быстро разглядели в компании Microsoft и менее чем через 3 года выпустили свое приложение — MSN Messenger. Утилита позднее превратилась в Windows Live Messenger.
За первые несколько лет существования мессенджеров появились опции и возможности, которые до сих пор считаются базой для любого средства общения в сети:
▶ никнейм — уникальный идентификатор пользователя, который запоминался проще случайной последовательности цифр (ранее учетные записи ICQ состояли из 5–9 цифр);
▶ глобальный поиск — можно было попытать удачу и найти друга в мессенджере, зная его фамилию, прозвище или любимый никнейм в компьютерных играх;
▶ статус учетной записи — каждый пользователь мог показать свою занятость или наоборот готовность пообщаться;
▶ аватар и описание пользователя — появилось первое наглядное разделение пользователей по картинке учетной записи и оставленным в текстовом описании признакам;
▶ базовые параметры безопасности — учетные записи привязывались к адресу электронной почты, через который можно было сбросить пароль или восстановить учетную запись.
Каталог ICQ-чатов на разные темы
Неотъемлемым атрибутом мессенджеров той эпохи стали групповые чаты. Большое количество сайтов и досок объявлений существовали для сбора и распространения информации о таких «пабликах» (тогда данный термин еще не применялся).
Можно было найти группу по обсуждению фильмов любимого жанра, групповой чат своего города, сообщество любителей определённой компьютерной игры и т.п. А еще через групповые чаты распространялось большое количество пиратского ПО (торренты еще только зарождались).
Сторонний клиент для ICQ на смартфонах и коммуникаторах того времени
Передача данных осуществлялась от пользователя к пользователю напрямую. С одной стороны это не требовало серверов на стороне мессенджера, но с другой — пользователи всегда рисковали получить вирус или другое вредоносное ПО. А еще передать файл можно было только если оба пользователя были в сети.
С популяризацией мобильного интернета начали появляться клиенты для мобильных платформ. Переписываться можно было не только с компьютера, но и со смартфона на ОС Symbian или Windows Mobile. Позднее упрощенные версии клиентов начали выпускать даже на Java, что делало возможным установку на большинство кнопочных телефонов.
2000-е годы. Аудио-, видеозвонки и стикеры
Следующий важный этап в развитии мессенджеров ознаменовало появление Skype. Основной фишкой приложения изначально были аудиовызовы и IP-телефония, возможности мессенджера достались сервису в нагрузку.
Разработчикам удалось создать хорошие алгоритмы сжатия цифрового аудио сигнала, что позволяло с комфортом общаться даже при низкой скорости подключения к сети. Неудивительно, что Skype быстро распространился по разным платформам.
Позднее разработчики реализовали технологию осуществления видеозвонков и конференций с несколькими участниками одновременно.
Первые стикеры в азиатских мессенджерах выглядели примерно так
Еще одна веха в истории мессенджеров — появление стикеров. Это более продвинутый вариант эмодзи смайлов. Первые существовали в цифровом виде еще с середины 90-х для простого графического отображения более сложных языковых конструкций.
Родиной эмодзи считается Япония, там же в конце 2000-х придумали и стикеры. Они позволяли более ярко и красочно выразить эмоцию, жест или реакцию на слова собеседника.
Юникод-таблица эмодзи для разных ОС
Эмодзи оперативно интегрировали в стандарт кодирования Юникод, который позволял быстро добавлять новые символы в разные операционные системы и приложения. Стикерам повезло меньше, они не получили глобальную популярность и разрабатывались для каждого мессенджера отдельно.
Эти и другие новшества были реализованы в набиравших популярность WhatsApp и Viber, которые дебютировали в 2009 и 2010 годах, соответственно.
2010-е и до наших дней. Обмен большими файлами, облака и чат-боты
В приложениях появились настраиваемые групповые чаты и паблики, дополнительные средства защиты аккаунтов и двухфакторная аутентификация, реакции на сообщения и редактирование введенного текста.
Появились специальные разделы для добавления и обмена файлами, приложения научились хранить солидный объем информации.
Важной опцией современных мессенджеров стали чат-боты, в которые заложен определенный алгоритм для ответа на часто задаваемые вопросы пользователей без привлечения живых собеседников.
К середине 2010-х годов технологии коммуникационных сервисов становились все более продвинутыми, аудитория стала больше концентрироваться в ряде основных мессенджеров, между которыми до сих пор идет конкурентная борьба.
Так мессенджер Telegram с российскими корнями вступил в неравную битву с уже поделившими рынок мессенджерами и быстро нарастил аудиторию.
Мессенджер завоевал популярность благодаря отсутствию ограничений, которые были у конкурентов. Это касается поддержки нескольких аккаунтов в одном приложении, работы с файлами разных типов, удобных групповых чатов и каналов.
С ростом аудитории в Telegram запустили ненавязчивую рекламу. Со временем её в мессенджере становилось все больше, а желающим отключить подобные сообщения предложили заплатить.
К сожалению, разработчики выбрали нелюбимую среди пользователей модель монетизации и в мессенджере появилась платная подписка Telegram Premium. При этом действительно важных опций по подписке оказалось всего две: отключение рекламы и расшифровка аудиосообщений. Остальные опции являются укаршательствами на любителя.
А цена подписки оказалась дороже музыкальных стриминговых сервисов или банковских подписок с набором полезных плюшек. Неудивительно, что пользователи опять начали искать достойные функциональные аналоги со схожим набором опций.
Помимо двух других гигантов рынка WhatsApp и Viber относительной новинкой в мае прошлого года стал VK Мессенджер. Ранее раздел сообщений в социальной сети ВКонтакте и так был популярным способом общения, но с выделением сервиса в отдельное приложение продукт оброс рядом существенных преимуществ, ставящих его в один ряд с другими крупными мессенджерами.
Приложение не уступает по основным показателям и возможностям, а по скорости передачи данных и вовсе превосходит Telegram.
Перспективные фишки вроде расшифровки аудиосообщений, загрузки больших файлов и поддержки нескольких аккаунтов здесь доступны абсолютно бесплатно.
Что ждать от мессенджеров в будущем
Многие пользователи смартфонов сегодня имеют учетки в большинстве популярных средств общения. Сменить основной мессенджер получится без особого труда. Максимум, что придется сделать, предупредить нескольких знакомых или родственников, что писать вам нужно не в условный WhatsApp, а в Telegram или VK Мессенджер.
Сейчас самые распространенные мессенджеры удерживают аудиторию в России благодаря разным фишкам и возможностям.
► WhatsApp живет за счет старой бизнес-аудитории. Мессенджером часто пользуются представители среднего и малого бизнеса, которые собрали клиентскую базу в 2010-х годах и боятся её растерять.
Мессенджер не предлагает каких-то новых и интересных фишек, а вместо этого устанавливает странные ограничения. В WhatsApp до сих пор невозможно использовать несколько учетных записей, у мессенджера нет полноценного клиента для iPad и ПК.
► Viber полюбился пользователям за экономное расходование трафика в роуминге. Во время заграничного отпуска или командировки можно было запросто общаться по аудиосвязи с минимальным потреблением сотовых данных или по медленному Wi-Fi соединению в гостинице.
Мессенджер тоже не блещет новыми опциями и имеет странные ограничения. В клиенте для iPad нет многих настроек и опций, на iPhone нет поддержки разных аккаунтов, а синхронизация сообщений работает очень странно. При переходе на новый гаджет можно запросто лишиться части переписок.
► Telegram набрал аудиторию в России благодаря быстрому развитию и новым фишкам. Разработчики не стеснялись экспериментировать, слушали пожелания пользователей и внедряли актуальные возможности по требованию рынка.
Немного усугубило ситуацию появление рекламы и платная подписка для её отключения.
► VK Мессенджер набирает обороты за счет многомиллионной аудитории ВКонтакте и внедрения полезных фишек без дополнительной платы. Разработчики действуют осторожно и стараются отбирать лучшие из уже проверенных на рынке решений. Так, например, в приложении можно добавлять большее количество учеток, расшифровывать аудиосообщения, передавать тяжелые данные на высоких скоростях — и все это бесплатно.
При этом мессенджер по технологичности занимает лидерскую позицию, в то время как зарубежные Viber и WhatsApp уже очень сильно отстают. Именно ставка на технологичность в будущем должна приносить успех мессенджерам.
От конкуренции между сервисами пользователи окажутся только в выигрыше, монополия в любой потребительской нише ни к чему хорошему еще не приводила.
В будущем мы ждем новые интересные возможности мессенджеров в связке с нейросетями и чат-ботами. Встроенный поиск, ответы на запросы из разных категорий знаний и помощь в решении повседневных проблем должны стать следующим шагом в эволюции мессенджеров.