Поисковики и соцсети все больше управляют нашим вниманием
Переходя с сайта на сайт, вы читаете определенные новости, которые отбирают поисковики и социальные сети. Так эти платформы управляют потоком внимания, формируя у пользователей определенную точку зрения
Поисковые системы и социальные сети уже давно не просто предоставляют нам доступ к информации. Они, фактически, определяют, какой контент мы будем потреблять. Алгоритмы Facebook, Twitter и Google, например, уже отсеивают новости, которые, по их мнению, не должны доходить до пользователей, так как могут повлиять на их решения при выборе президента.
Исследователи из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне обнаружили, что воздействие этих алгоритмов на наше сознание куда глубже, чем считалось до сих пор. Ученые проанализировали кликстрим — последовательность ссылок, на которые кликнул пользователь в течение сеанса — миллиона человек за месяц. Также исследователи анализировали взаимосвязи между различными сайтами и платформами, чтобы выяснить, как пользователи переходят с одного ресурса на другой.
В результате ученые обнаружили, что архитектуры поисковых систем и новостных сайтов сформированы таким образом, что тонко управляют вниманием людей. Они направляют человека от одной темы к другой, толкая их на прочтение тех или иных материалов. В конечном итоге пользователь сам делает выбор, но медиаресурсы подталкивают его к этому так, что человек сам того не замечает.
Концепцию потока внимания ученые позаимствовали из исследований, посвященных радио и телевидению. В этих областях медиа руководители так выстраивали последовательность шоу, чтобы плавно переводить зрителя от одной темы к другой по необходимому им руслу. То же самое, согласно авторам, происходит сегодня в интернете, однако масштабы этого куда больше, так как онлайн человек проводит намного большей времени, чем слушая радио и смотря телевизор.