Погибшие на гражданке: линкоры типа «Советский союз»

Восемьдесят лет назад в СССР развернулось строительство сверхлинкоров типа »Советский Союз», которые должны были стать сильнейшими кораблями в своем классе.
10600957cecb7d0655d93c568eecd24d_cropped
Александр Плеханов
28 марта 2019 08:20

Обсудить 0

На момент окончания Гражданской войны, основу советского флота составляли четыре балтийских дредноута типа «Севастополь» (водоизмещение 23000 тонн, вооружение — двенадцать 305-мм орудий, скорость — 23 узла). Кроме того, в Николаеве оставался недостроенным линкор «Демократия» («Император Николай I»), а на Балтийском и Адмиралтейских заводах в Петрограде незавершенными числились четыре линейных крейсера типа «Измаил» (водоизмещение 36 646 тонн, вооружение — дюжина 356-мм орудий, скорость — 27 узлов). Ни один из этих кораблей в строй так и не вошел, так как из-за разрухи в стране все они были либо пущены на слом, либо проданы как металлолом за границу. Была и еще одна причина — острая нехватка квалифицированных кадров, чего больше не наблюдалось ни в одной другой стране, даже в проигравшей войну Германии.

Однако, начиная с середины 1930-х годов, возобновились попытки создать современный и сбалансированный океанский флот на случай начала войны. Пример решили брать со слабой на то время фашисткой Германии, которая небезосновательно считалась главным вероятным противником. На Балтике осталось всего два линкора — «Марат» и «Октябрьская революция». Третий их собрат — «Парижская коммуна» — убыл на Черное море, а четвертый линкор «Фрунзе» после случившегося на нем в 1919 году пожара стал «донором» запчастей для других кораблей и в строй так никогда и не вошел.

Несмотря на проведенную модернизацию, отечественные линкоры значительно уступали подавляющему большинству зарубежных дредноутов, хотя и могли противостоять германским броненосцам типа «Дойчланд». С появлением в немецком флоте линейных крейсеров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и закладкой линкоров типа «Бисмарк» балтийские корабли отныне могли решать лишь ограниченные задачи, поэтому Советы начали проектные работы по созданию новых линкоров для Балтийского и Тихоокеанских флотов.

Для Балтики предлагалось построить линкор водоизмещением 35 тысяч тонн (проект 21), для Тихого океана — 55 тысяч тонн (проект 23). Оба они должны были развивать невиданную по тем временам скорость в 36 узлов. Тихоокеанский корабль предполагалось вооружить девятью орудиями калибра 460 мм, а балтийский таким же количеством орудий калибра 406 мм. Жизненно важные части должен был защищать броневой пояс толщиной 450 мм у проекта 23 и 350 мм у проекта 21. Разработка эскизов была поручена конструкторскому бюро Балтийского завода им. Орджоникидзе.

Забегая вперед стоить сказать, что до стапельного периода дожил только линкор проекта 23, в то время как проект 21 так и остался на бумаге. С 1935 по 1938 годы в чертежи вносились неоднократные изменения, в связи с чем стандартное водоизмещение линкора выросло до 59 150 тонн (полное до 65 150 тонн), броневой пояс был уменьшен до 350 мм, а скорость была снижена до 29 узлов. Вооружение так же подверглось корректировке и отныне состояло из трех трехорудийных башен, вооруженных орудиями калибра 406 мм. Именно эти характеристики были утверждены постановлением Комитета обороны при СНК СССР 13 июля 1939 года. То есть СССР, как и все другие ведущие страны, проектировал вполне современные корабли, и это при том, что опыта их создания у советских специалистов не было.

Линкоры типа «Советский Союз» (СС) по некоторым параметрам превосходил многие зарубежные разработки. Например, СС однозначно превосходил все аналоги постройки 1935−1945 гг., за исключением японских типа «Ямато» и недостроенных американских типа «Монтана». Гордость ВМС США — линкоры «Айова» хоть и превосходили «Советский Союз» в скорости хода и дальности плавания, тем не менее, уступали в защищенности. К сильным сторонам советского корабля специалисты относили исключительно удачное 406-мм орудие Б-37 (масса снаряда 1105 кг, начальная скорость 830 м/с, дальность стрельбы 46 км) и продуманную броневую и противоторпедную защиту.

Строить новые линкоры предусматривалось серией из четырех кораблей, закладка головного «Советского Союза» состоялась 15 июля 1938 года на Балтийском заводе в Ленинграде. 31 октября на Николаевском заводе №198 был заложен второй линкор — «Советская Украина». Их строительство шло ударными темпами в течение следующего года, а последние два корабля серии — «Советская Белоруссия» и «Советская Россия» —были заложены на заводе №402 в Молотовске (Северодвинске) 21 декабря 1939 года и 22 июля 1940 года соответственно.

Стоимость каждого линкора оценивалась в 1,18 миллиарда рублей. Такие колоссальные затраты привели к тому, что серию было решено сократить до трех кораблей, и осенью 1940 года от строительства «Советской Белоруссии» отказались в пользу «Советской России». К тому времени для этого линкора была получена заказанная в Швейцарии на фирме «Браун-Бовери» силовая установка. Спуск «Советского Союза» и «Советской Украины» на воду был запланирован на июнь 1943-го, «Советской России» — на третий квартал того же года.

Вне всякого сомнения, эти корабли удалось бы ввести в строй в запланированные сроки (1945−46 гг.), но после 22 июня 1941 года их судьба была предрешена. «Советский Союз» находился в готовности около 21%, «Советская Украина» была завершена лишь на 18%, а «Советская Россия» — на 5,3%. В связи с катастрофическим положением дел на фронтах, строительство линкоров было прекращено: 10 сентября 1941-го их официально исключили из состава Советского ВМФ и расформировали уже созданные под них экипажи.

Во время войны корпуса линкоров частично разобрали. Броня «Советского Союза» пошла на строительство оборонительных сооружений под Ленинградом, «Советская Украина», которая стала трофеем немцев, так же была частично разобрана. В 1944 году при оставлении немецкими войсками Николаева стапель, на котором находился корпус линкора, был взорван. Одно 406-мм орудие, изготовленное для «Советского Союза», принимало участие в обороне Ленинграда, ведя огонь по немецким войскам.

После окончания Второй мировой и анализа действий линейных кораблей, было принято решение, строительство линкоров не возобновлять. Причем не только в СССР, но и во всем мире. Достройка к тому же была невозможна и по чисто экономическим соображениям: надо было восстанавливать пострадавшие от войны западные области страны, и в этой ситуации было не до линкоров. Не стоит забывать и про дорогостоящий атомный проект, ставший более чем актуальным после речи в Фултоне вчерашнего «друга-союзника» Черчилля.

В 1949 году линкоры были разобраны. При этом «Советский Союз» все же был спущен на воду, дабы освободить занятый стапель. Таким образом, первыми и последними линейными кораблями отечественной постройки, служившими в российском, а потом и в советском флоте, так и остались балтийские линкоры типа «Севастополь». Кроме того, в составе советского ВМФ некоторое время нес службу «арендованный» линкор «Архангельск», бывший английский «Ройял Соверен» (1916 года постройки) и печально знаменитый «Новороссийск», в прошлом бывший итальянский «Джулио Чезаре» (1914 года постройки).

Линкоры типа «Советский Союз» занимают особое место в истории отечественного и мирового судостроения. Идеи, заложенные в конструкцию этих кораблей, соответствовали высшим мировым достижениям своего времени, и делали советские их одними из сильнейших в мире. Однако опыт Второй мировой войны показал, что при колоссальных затратах на их постройку и содержание они отличаются весьма низкой боевой эффективностью, невысокой живучестью и способны решать весьма ограниченный круг задач. Линкоры, даже самые современные, попросту устарели как класс. Отныне на морских просторах главенствовали авианосные соединения, а эра линейных кораблей закончилась с последними залпами Великой Отечественной. Классические морские сражения эпохи адмирала Нельсона, Цусимы и Ютландского боя стали в принципе невозможны, а с появлением управляемого ракетного оружия в конце 1950-х, линкоры исчезли практически из всех мировых флотов.

©  Популярная Механика