Подписки на приложения в App Store должны умереть и возродиться другими
Второго января я проснулся с мыслью навести порядок во всех ежемесячных тратах. У каждого сейчас таких как минимум штук пять.
Чем глубже я закапывался в списания по карте, тем больше понимал: среди всех трат наименее нужные принадлежат подпискам в App Store. Отписался от практически всех, но с особой жестокостью — именно от приложений.
Многие такие «отписки» было делать обидно. На том конце сидит команда (иногда голодных!) разработчиков, чей софт когда-то мне понравился. Но, увы, всему можно найти альтернативы, часто бесплатные.
Рынок всё решил, поэтому до свидания. Два тапа, плюс 249 руб. в месяц.
Проблема в том, что мой крестовый поход на App Store не уникален. С течением времени эти же действия повторит каждый, зарекшись никогда ни на что не подписываться.
Проиграют от этого все. Потому что приложения не возникают из воздуха. Разработчикам пора искать другие способы заработка, и, к счастью, они существуют.
Как мы хотели халявы, получили её и теперь не хотим
Мир приложений в App Store прошёл через несколько этапов: от изначального платного/бесплатного формата мы приплыли к повальному «фримиуму» и рекламной монетизации в играх, уничтоживших желание народа покупать что-либо за полную стоимость. Пострадали от этого в итоге все, но разработчики именно софта — особенно сильно.
Народ резко перестал платить единоразово за приложения и сервисы. Быстро появилось ожидание, что разработчик даст пользоваться программой бесплатно. Максимум, попросит денег за какие-то дополнительные функции.
Но этот формат редко рентабелен для многих независимых девелоперов. Потому что 5–7 долларов за полный доступ — это смешные деньги в масштабах стоимости разработки приложений для смартфонов.
А ещё Apple каждый год обновляет iOS, заставляя исправлять ошибки и адаптировать код, чтобы остаться на плаву океана App Store. Бесплатно поддерживать свой софт без постоянного потока новых, платящих пользователей — тяжёлое бремя при почти нулевой мотивации.
Тут и появилась идея. А давайте сделаем подписку. Тогда денежный поток станет предсказуемым. Будет, на что обновлять продукт каждый год или чаще. И пошло-поехало…
Идеи не существуют в вакууме. Четыре из пяти программ сегодня требуют подписку в той или иной форме. Фоторедакторы вообще поголовно стучат по голове сплэш-скринами SUBSCRIBE. В некоторых даже 2 или 3 подписки сразу!
Только народ начинает этому активно противиться.
Почтовый клиент AirMail резко перешёл на подписку и растерял больше 90% пользовательской базы. Календарь Fantastical вместо единовременной оплаты в $6 за приложение запустил межплатформенную подписку в $60 в год, и вчерашние фанаты просто вытерли ботинки об разработчиков.
Спустя несколько лет тотального переезда App Store на подписки, становится понятно: разработчики с пользователями загнали друг друга в тупик, и рынку приложений нужно начинать искать новые форматы монетизации.
Но какие? В голову приходят три варианта. Но мне бы хотелось, чтобы вы указали собственные.
1. Подписка с полным «выкупом»
У всего должна быть цель или финал, и бесконечные подписки App Store этот принцип нарушают.
Есть альтернатива. Подписки остаются, просто к ним добавляется итог — полный и пожизненный выкуп функций приложения.
Как это работает: приобретаете подписку, оплачиваете её в срок, и по истечению заданного разработчиком периода получаете полный доступ ко всем функциям.
Получается, что вам дают не подписку, а рассрочку. Разработчику такой вариант выгоден, потому что обеспечивает стабильный поток денег. Юзер тоже в плюсе, потому что покупку частями совершить легче, чем единовременно закинуть большую сумму.
Это не решает вопрос с навязчивостью подписок в целом, согласен. Но вы хотя бы понимаете, за что платите регулярно.
2. Перевыпуск приложений раз в год или реже
Мы рады забыть, что ещё недавно каждое обновление ОС (включая macOS!) было платным. Многие программы надо было покупать заново как минимум раз в несколько лет, потому что старые версии переставали работать на новых операционках.
В App Store аналогичный подход — редкость, но тоже реальность. Владельцы предыдущих версий приложения получают либо скидки на активацию новой версии, либо вообще ничего. Хочешь новое, плати заново. Или пользуйся тем, что есть, не надеясь на апдейты.
Такую «наглость» может позволить себе узкоспециализированный софт или массовый, но действительно уникальный благодаря своей функциональности. Скажем, что-нибудь для инженера или архитектора. Иначе юзер махнёт рукой и просто скачает аналогичную программу в океане App Store, в том числе абсолютно бесплатно.
В уже упомянутом случае с фоторедакторами, такой вариант 100% не прокатит, если только речь идёт не про «монстров» вроде Procreate, Pixelmator или чего-нибудь от Adobe. Конкуренция слишком жёсткая, функциональность почти паритетна, а пользователю плевать, в какой проге нажимать на одинаковые кнопочки.
3. Единовременная покупка, плюс опциональная дешёвая подписка
Разработчики вынуждены ставить высокие, фактически «полные» цены на подписки. Потому что многие устанавливают софт, пользуются им пару раз, и затем удаляют с отменой. «Поматросил и бросил». Вот и стараются добиться хотя бы одной-двух оплат, чтобы пользователь окупился.
Помимо этого, никуда не девается необходимость актуализировать продукт под новые функции и стандарты следующих версий iOS. Подписка финансирует эти процессы.
Пользователю же нравится заплатить какую-то осязаемую сумму единожды и получать обновления вечно. Но не отдавать эту ежемесячно, как сейчас.
Так почему бы не найти среднее арифметическое?
Как это работает: оплачиваем программу единожды и получаем полный доступ к функциям. Но для получения обновлений надо помогать разработчику, закидывая небольшие суммы денег ежемесячно или единоразово.
Сюда отлично впишутся цели и геймификация. Скажем, в приложении будет «копилка», в которой обозначены ежемесячные расходы на поддержание программы. Если начисления юзеров в копилку достигают цели, разработчик награждает косметическими «плюшками» тех, кто вложился.
Главное отличие этого формата подписки от полного выкупа в том, что в первом разработчики не могут отбить затраты на приложение, устанавливая низкие цены по меркам App Store.
Во втором случае огромный платеж можно разбить на несколько маленьких, чтобы пользователю было не так обидно за потраченные в течение нескольких месяцев деньги, а девелоперский труд оплатили сполна.
Это жизнеспособный вариант для софта, в котором реализована обратная связь с пользователями. Активное коммьюнити вообще никогда ещё никому не мешало. Поэтому такая монетизация реалистична при должном уровне коммуникации.
Главное: в этом мире не бывает ничего бесплатного, и приложений тоже
Любители получать всё нахаляву почему-то не хотят работать бесплатно. Такой вот парадокс.
Как бы разработчики не выкрутились из нарастающей неактуальности подписок, итог не изменится. Платить за хороший софт надо, поддерживать его создателей — тоже.
Главное, чтобы альтернативные методы монетизации начали расцветать и завлекать юзеров раньше, прежде чем рынок мобильного софта окончательно разделят между собой крупные, богатые издатели и слабые технически, но бесплатные аналоги от молодых разработчиков, работающих на чистом энтузиазме.
Возвращаясь к теме, как вы сами бы хотели платить за хороший софт для iPhone и iPad? Игры не берём в счёт. Уверен, есть и другие форматы оплаты, позволяющие найти баланс между реалиями догонялок за обновлениями iOS и желаниями вас самих, рядовых потребителей. Предлагайте в комментариях.