Мобильное кино в Японии
В Иокогаме прошел первый японский фестиваль "мобильного кино" - Pocket Films Festival. Речь идет о фильмах, снятых на мобильные телефоны. В программе фестиваля представлены 48 фильмов, которые были отобраны жюри из 400 заявленных. Этот фестиваль, официально называемый "Фестиваль карманного кино", ранее уже проходил в США и Западной Европе.
Интересно, что работы демонстрировались именно на мобильных телефонах, прикрепленных к столам. На крохотных экранах мелькала повседневная жизнь, снятая в буквальном смысле на ходу, из окна машины или автобуса. Не слишком четкие, невысокого качества кадры обладают, тем не менее, магической притягательностью живого повествования, переданного непосредственными свидетелями или участниками событий.
Крупные планы, изощренный монтаж, спецэффекты - все эти техники, свойственные большому кино, становятся малозначимыми для микроскопического искусства мобильного видео.
"Мобильные телефоны постоянно присутствуют в нашей жизни. Они уже используются для отправки ММS, чтения книг, фото- и видеосъемки, для просмотра веб-страниц, навигации по местности, для оплаты проезда и т.д. Произведения искусства, созданные с их помощью, кажутся естественным продолжением этого списка", - говорит Масаки Фуджихата, профессор, преподающий киноведение в Токийском национальном университете изящных искусств и музыки.
"Телефон - это вещь, которая всегда с вами, вы можете начать съемку незамедлительно, повинуясь малейшему импульсу, - говорит он. - В вашей работе будут присутствовать спонтанность и непосредственность. Дистанция между художником и его творением практически исчезает". Фуджихата заметил, что ему лично больше всего понравился фильм "Ходоки" (Walkers) о паре кроссовок, путешествующих на поезде.
Неизвестно, понравятся ли такие фильмы широкой публике или останутся развлечением для киноманов. Во всяком случае, мобильное кино дает возможность реализовать свои творческие способности практически каждому.
В фильме "Дюймовочка" (Thumb Girl) главное (и единственное) действующее лицо - крошечная фея, как бы живущая в телефоне и ведущая доверительные, почти интимные разговоры с его обладателем. Кодзима - 20-летняя студентка, режиссер фильма, говорит, что хотела подчеркнуть интерактивность как неотъемлемое качество телефона. Эта фея в ее фильме предстает выдуманным компаньоном, собеседником, другом, который всегда рядом и всегда готов утешить, выслушать и помочь.
В фильме "Помни" (Remember) южно-корейского режиссера Янг Дак-кью на экране непрерывно рвутся черно-белые бумажные фотографии, одна за другой, как коллаж из выцветших воспоминаний.
Во Франции первый фестиваль мобильного кино прошел в 2005 году. "Половина населения Земли уже обзавелась мобильниками, - говорит Жан-Луи Буасье, профессор Парижского университета. - Мобильный телефон - очень личный предмет, почти что часть тела. В произведениях искусства, созданных с его помощью, сохраняется это качество". Буасье отмечает также способность некоторых мобильников проецировать видео на небольшие, размером с книгу экраны.
В фильме Мисико Цуды "Прохожий" экран разделен на две части, и мы видим действительность, зафиксированную одновременно двумя телефонами, один принадлежит мужчине, другой - женщине. "Мы обычно не задумываемся о том, кто снимает, - говорит Цуда, - но кадр всегда снимается намеренно".
© @Astera