Почему животные могут распознать количество объектов, но не могут их сосчитать
Хоть ваша собака и не сможет сосчитать, сколько подушечек корма вы ей насыпали в этот раз, она поймет, если вы решите сократить ее порцию
Начиная с десяти месяцев, младенцы уже начинают воспринимать числа. Но у их способностей есть предел — если положить перед ребенком три яблока, он не сможет их сосчитать, но осознает, что яблок стало меньше, если одно из них убрать. Этот навык также есть у многих животных и насекомых, например, у рыб и пчел.
По мере взросления, дети учатся осознавать и анализировать более сложные числа, но это все еще не является полноценным счетом. Представьте, что вы голодный охотник-собиратель. Вы видите два куста красной смородины — на одной 400 ягод, на другой — 500. По понятным причинам, вы выберете куст с большим количеством смородины, но как вы поймете, что именно на нем ягод больше? Вряд ли будете считать, вы сравните их количество визуально. Примерно так же думают и маленькие дети, когда задействуют приблизительную систему счисления, которой, кстати, обладают птицы, дельфины, слоны и приматы.
Большую роль в способности считать играет то, что люди научились представлять числа символами. Возможно, развитие счета началось в тот момент, когда мы естественным образом сосчитали количество пальцев на обеих руках. При этом десятеричная система счисления не была универсальной для всех культур и народов — папуасы юпно из Папуа-Новой Гвинеи расширили ее до 33, добавив дополнительные части тела — пальцы ног, уши, глаза, нос, ноздри, соски, пупок, яички и пенис.
Но по мере того, как интерес человека к числам рос, были созданы более удобные и универсальные символы для счета — арабские — которые позволяют обозначать огромные величины, используя только десять цифр. Стоит отметить, что когда дети учатся считать, они уже знают, как называется каждая из этих цифр, и эти словесные обозначения, как оказалось, являются очень важным условием овладения счетом.
К примеру, в языке Мундуруку, индейского народа Южной Америки, присутствует очень мало слов для обозначения точных чисел, и вместо этого они используют приблизительные слова для обозначения общих величин, такие как «некоторые» и «многие».
Ученые отмечают, что в детском возрасте именно умение быстро переходить от слов, обозначающих цифру (например, слова «двадцать пять») к числовым символам (25) является показателем того, что у ребенка с большой вероятностью не возникнет проблем с арифметикой в школе.
Получается, что основа счета лежит в языке. Когда нам нужно что-то сосчитать, мы проговариваем в голове — «один, два, три» и так далее. Но животные так не умеют, и как было сказано выше, они пользуются своей собственной системой счисления, поэтому вряд ли когда-нибудь научатся считать подобно людям.