Почему запустить Telegram-канал назло РКН не такая плохая идея?
Автор Telegram-канала Куда Пойдем объясняет, почему блокировка — время возможностей. И делится гайдом по запуску и монетизации своего канала
Мы — легион. И создать канал прямо сейчас — самый сильный ответ Роскомнадзору. Кроме шуток, апрель — классный момент для старта.
Пассивная аудитория отсеялась, мы все прошли тест на лояльность к Telegram. И на интеллект. Снизилась конкуренция среди авторов. Кто-то просто передумал стартовать, а кто-то стыдливо уполз в Там-там
Главное! В худшем случае, в ТГ останется тот самый «продвинутый миллион». Сделать свой канал именно для них — все еще отличная идея. Даже 1000 читателей — золотой социальный актив и источник дохода. Но об этом в конце в конце статьи. TL; DR
0. Мой опыт в 2 абзацах
Осенью завел канал о том, где вкусно поесть и куда сводить девушку. Знал ли я, что за полгода легко наберу 10 000 читателей? И что по сарафанному радио начнут приходить клиенты на продвижение их каналов под ключ? Я не хвастаюсь, пока особо нечем. Важно другое — раскрутка канала не потребовала от меня особых усилий.
А я не ресторанный критик, не журналист и не гуру соцсетей. Я зануда. Каждый шаг и каждую рекламу анализировал в табличке. И могу честно сказать — за полгода я не сделал вообще ничего особенного. Довести свой канал до 10 000 читателей может любой неленивый человек. Сейчас расскажу, сколько на это уйдет денег, времени и сил. И нужно ли вам это
Вложено: 6 месяцев по 2 часа в неделю и 55 тыс, остальное реинвестировал
Получено: 10 000 читателей и доход с канала 50 тыс в месяц.
Кстати, именно с VC.RU мне пришло 200 первых читателей. Как именно, расскажу ниже, история слегка стыдная. А вот и сам гайд по запуску.
I. КОНЦЕПТ И ЦЕЛЬ
1) Выбери концепт
- Возьми тему, на которую тебе не будет обидно вести непопулярный канал.
- Оцени емкость темы. Голодный минимум — 80–100 постов. 10 на старт и 1–3 поста в неделю первые полгода. Потом тему можно медленно расширять.
- Идеальный концепт должен быть неиссякаемым. Условные «Записки пилота» рано или поздно умрут. А инсайты, аналитика, новости, обзоры — нет. Высший пилотаж — когда контент генерируют подписчики.
Удачный концепт: Four Word Film Review — обзоры на фильмы в 4 словах
Неудачный концепт: Кино_Like — безликий агрегатор фильмов с Кинопоиска
2) Оцени конкурентов
- Идеальная ситуация — они есть, но слабые. Контент скучный, замедлился рост, упала вовлеченность. На tgstat.ru ты легко выяснишь, где и как они брали рекламу. И отъешь их читателей. Про анализ каналов будет ниже.
- Если есть крутой конкурент, это тоже неплохо. Он расширяет нишу, ты играешь в догоняющего. Если гордость позволяет побыть №2, дерзай!
- Если конкурентов нет, подумай 5 минут: на каких каналах может сидеть твой читатель? Есть примерное понимание? Можно стартовать! Если нет, обсуди с кем-нибудь, кто разбирается в Телеграме или в таргетинге.
3) Подумай, чего хочется на выходе
- Хорошая цель — репутация. Ты делаешь канал, чтобы показать экспертность себя или своей компании в определенной теме. Возможно, ты не соберешь огромную аудиторию, но она будет безумно ценной.
- Нормальная цель — эго. Желание стать лидером мнений будет мотивацией не забросить канал. Но экспертность и хороший слог никто не отменял.
- Плохая цель — поднять бабла. Думать о монетизации до 3–5 тысяч читателей попросту опасно. Важный навык в Телеграм — уметь играть в долгую и отказывать 80% рекламодателей. Иначе потеряете аудиторию.
II. УПАКОВКА
1) Название и адрес
- Первый мозговой штурм. Старайся придумать уникальные, легко произносимые названия из 1–2 слов. Чем больше вариантов, тем лучше
- Теперь выкидывай из списка те, для которых занят удобный короткий адрес. Удобный — это когда человек без знания английского может услышать его и вбить без ошибок
- Составь таблицу «название — короткий адрес» и, скорее всего, быстро поймешь, какая связка тебе по душе. Отталкиваться лучше от короткого адреса, в Телеграме он важнее. Его лучше потом не менять
Удачная связка: Закулиска — @zakuliska
Неудачная связка: Честь Имею — @ImelYaVashuChest
2) Аватар
- Минимум деталей. Даже в миниатюре он должен читаться на устройстве с плохим разрешением или маленьким экраном. Максимум яркости — она должна выделяться в огромном списке каналов и контактов.
- Еще она должна выделяться в каталогах среди конкурентов. Не используй типичные для твоей темы цвета или образы. В идеале ты должен добиться перекликания между названием и аватаркой.
- Лучше не искать в гугл-картинках и не рисовать самому в Paint или PowerPoint (я так делал и пожалел). Гораздо проще за 500 рублей заказать на Kwork. Там рисуют за 1–2 дня по описанию или по эскизу.
III. НАПОЛНЕНИЕ
1) Выбери авторский стиль
- Телеграм про лаконичность. Важно сохранять узнаваемый слог, но при этом выжимать всю воду из текста. Привет, Главред. Это крутой сервис, который за пару месяцев научит писать лаконично. Ну или книга «Пиши. Сокращай»
- Пост с фото смотрят на 10–20% лучше. По возможности, добавляй фото всегда. Лучше ландшафтную — тогда пост правильно откроется во всех клиентах. Вставлять фото в длинные посты поможет Controller Bot
- Когда выбираешь тон, держи в голове своего читателя. Но не пытайся угадать, что ему нравится. Пиши, как считаешь нужным — на «ты» или на «вы», с шутками или без. На канале ты главный! (да и читателей пока нет)
- Идеальный пост занимает 1 экран среднего телефона, чтобы не пришлось листать. Если пост заметно длиннее, лучше сделать очень короткое описание из 1–2 предложений и дать ссылку на полную версию в Telegraph.
2) Описание канала
- Первое предложение — вся суть максимально коротко. Его будут видеть люди, вбивая твой канал в браузере. Это должен быть цепляющий заголовок. Как писать такие — расскажу чуть ниже.
- Еще 2–3 предложения — лаконичное описание контента. В идеале расставить пару ключевых слов. В именительном падеже — поиск по каналам пока очень тупой. В конце контакт для связи. Целься в 130–150 знаков с пробелами.
- Проверь, как читается описание с разных устройств, клиентов, из браузера. В Телеграм пока полный зоопарк с клиентами. Поэтому проверяй каждый пост и каждое описание с максимального числа устройств.
3) Закрепленный пост
- Первое предложение — цепляющий заголовок. Как такой написать? Лучше всего рассказано в статье на Нетологии
- Второй абзац — короткое описание канала для новичков. Ведь если закрепленный пост будет классным, рекламу стоит гнать именно на него.
- Третий — навигация по лучшим постам. Крутая навигация повышает конверсию зашедших в подписчиков и добавляет просмотров старым постам. Обновлять раз в 2–3 месяца. А, и продублируй контакты внизу поста.
IV. ПУБЛИКАЦИИ
1) Когда постить?
- Многие каналы делают отложенные публикации через Controller Bot. Часто они назначают пост на точное время. Поэтому важно выбрать неточное время. Условно, в 19–09.
- Мой субъективный опыт — лучше всего читают по будням после рабочего дня (разброс 19–21). Важно всегда постить в похожее время и тем самым выработать у читателя привычку.
- Если нужно 2 публикации в день, первую можно делать в районе 10 утра. Если 3–4, просто старайтесь делать равномерно. Больше 3–4 публикаций вообще не стоит делать, если ваш канал не новостной.
2) Главные метрики
- Разберемся с терминами. Вовлеченность или ERR в терминах TGStat это отношение просмотров к числу подписчиков. У крутого авторского канала она не должна быть сильно ниже 90%
- Еще важнее просмотры за час (в идеале 15–20% читателей) и за первые сутки (хотя бы 35%). Всегда смотри на чистые просмотры поста до выхода следующего. Эти цифры — размер «ядра» твоих читателей
- На вовлеченность прежде всего влияет качество контента. Посты должны выходить редко, но метко. В идеальном мире, читатель ждет следующий пост как новый эпизод любимого сериала
3) Поднимаем вовлеченность
- Самый тупой способ — кликабельные заголовки в духе BuzzFeed. Вот их список. К этому способу прибегать совсем редко, чтобы не превратить канал в дешевую газету.
- Хороший способ — награда первым прочитавшим. «Первым N людям, написавшим админу, дарю что-то существенное». Награда должна быть в 3–5 постах почти подряд, а потом возвращаться неожиданно. Экспериментируй!
- Лучший способ — «виральный пост». Пробуй придумать пост для аудитории шире, чем твоя. Либо что-то полезное, либо уморительный мем. Если повезет, его репостнут в другие каналы. Пример — вот этот мой гайд
Еще пример: друг ведет серьезный канал про криптотрейдинг, но больше всего репостов в другие каналы собирают именно мемчики:
V. ПЕРВЫЕ ШАГИ
1) До первого подписчика
- Поздоровайся в первом посте, а в следующих 7–10 постах постарайся на совесть. Только большое количество действительно интересных постов смотивирует человека подписаться на канал в числе первых.
- Убедись, что последний пост из этих 7–10 самый сильный и цепляющий. Именно на него мы будем приземлять первую рекламу.
- Продумай обратную связь. Либо твой контакт в описании, либо отдельная почта, если хочешь оставить читателям опцию прислать что-то анонимно
2) Где взять первые 100–200 человек?
- Ты наверняка состоишь в 33 бесполезных групповых чатах. Из них можно извлечь выгоду! Прорекламируй свой канал в каждом таком чате. Желательно сделать это так, чтобы спровоцировать обсуждение
- Соцсети. По убыванию эффекта: Insta-stories, FB, VK. Главное — не проси вступить в свой канал в личных сообщениях. Человеку будет неловко отказать. Это насилие.
- Найди хороший канал на схожую тему. Посмотри, что он репостит и уточни, что репосты делают бесплатно. Сделай пост специально под стандарты «старшего» канала. С большой вероятностью его репостнут.
3) Боты
- Controller bot — твой главный помощник в создании красивых постов и отложенных публикаций. К изучению обязателен. Помогает вставить фото внутрь длинного поста и ссылку внутрь любого слова + добавить реакции.
- https://comments.bot — незаменим, если интересно собрать неанонимный отклик на пост. Например, для будущих продаж этим людям чего-то
- https://t.me/vote — для голосовалок. Анонимные голосования — это основа основ. Все остальные боты факультативны. Репосты в соцсети не работают. Конкурсы подписчиков не принесут.
4) Growth-хаки
- Отслеживай подборки телеграм-каналов в продвинутых медиа. Мои первые 200 подписчиков пришли из подборки Телегам-каналов на VC. Я оставил свой канал в комментах и просил друзей лайкать его, пока не вышел в топ.
- Каталоги — твои друзья. Не поленись добавиться не только в tgstat, но и во все каталоги второго эшелона. Читатели оттуда почти не приходят, но рекламодатели — да! И никогда, никогда не плати за попадание в каталог
- Чаще всего взаимопиар — это зло. Но в самом начале допустимо. Найди такой же хороший и маленький канал и сделай ВП. Как искать хорошие маленькие каналы и почему ВП — зло, расскажу ниже.
VI. РЕКЛАМА
1) До первой рекламы
- Народными методами из прошлой главы ты набрал 100–200 человек. Это важная аудитория, очень лояльная к тебе. Используй их как бета-тестеров и до первой рекламы выясни, какие посты и форматы работают лучше
- Разберись с tgstat. Cамое важное — ERR или вовлеченность. По ключевым словам подготовь лонг-лист первых рекламных площадок. Ищи ERR >80% для авторских каналов и ERR >60% для новостных
- Отойди на пару метров от экрана, вернись назад и попробуй посмотреть на свой канал со стороны. Он должен быть крутым, цельным и свежим. Теперь можно покупать первую рекламу. Пути назад не будет
2) Аудит рекламных площадок - ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ НАВЫК
- У тебя перед глазами лонг-лист каналов с хорошей вовлеченностью. Как понять, сколько от них придет человек? В лучшем случае ты в tgstat увидишь, кто рекламировался до тебя. Там же найдешь их прирост.
- В худшем просто попроси у админа ссылки на его прошлых рекламодателей. Если откажет — плохой знак, иди дальше. Площадок миллиард. Админы, которые считают себя царьками, не заслуживают ни одного твоего рубля.
- В конце концов, посмотри на канал глазами обывателя. Интересный? Ты дочитал бы пост до конца? Не частит он с рекламой? Сколько просмотров успеет открутиться на твою рекламу за время нахождения в топе?
3) Пишем текст рекламы
- Старайся утверждать текст для оплаты. Ты пишешь, автор адаптирует, ты подтверждаешь и платишь. Это идеальный алгоритм. Не ленись и не отдавай админу право писать «нативочку» без твоего участия. Не сработает
- Мимикрия под стиль автора канала работает. Чистая нативка — нет. Пост может быть полунативным — интересная подписчикам инфа с продолжением в твоем канале.
- Хорошо работают классические формулы копирайтинга. Размещай ссылку на канал ближе к началу, дублируй в конце. Убирай воду, добавляй пользу.
Пример полунативного поста: https://t.me/Moscoff/144
Пример прямой рекламы: t.me/Moscoff/302
VII. МОНЕТИЗАЦИЯ
1) Реклама чужих каналов
Кому подойдет?
- Вы делаете развлекательный или информационный канал для широкой аудитории. У вас стабильно высокая вовлеченность хотя бы 70–80%. И контент построен так, что подписчики готовы читали все посты.
- Если на вас подписались ради развлечения, разгрузки, дайджеста всего на свете, ваши читатели будут одинаково хорошо подписываться практически на любой приличный канал. Рекламодатели будут рады.
- Не частите с рекламой. Между 2 рекламами должно быть не меньше 5–7 качественных постов. И не халтурьте. Пишите рекламные тексты честно, весело, в своем стиле. В помощь формулы копирайтинга типа AIDA
Плюсы / минусы:
➕ Желающих пиарить свой канал — толпа. Никого искать не придется. Вам будут стучаться в личку уже после 1000 подписчиков. Но вы должны уметь выжидать. Чем позже начнете продавать рекламу, тем больше заработаете.
➖ Можно очень легко «убить» свою аудиторию, начав размещать рекламу слишком рано, слишком часто или без разбора. Рекламодатели будут недовольны, репутация подмочится и будет трудно.
Что по бабкам:
- Надо влить тысяч 30–50 в первые 3 тысячи подписчиков. Раньше не стоит начинать давать рекламу. Чем позже, тем лучше. Играйте в долгую.
- В качественных каналах стоимость рекламы = подписчики * 0.4–0.7. Рекламных постов должно быть не больше 20%. Не чаще 3–4 раз в месяц (не касается новостных лент, где больше постов и реклама чаще)
- Буду занудой и повторю — играйте в долгую. Деньги с рекламы сразу же реинвестируйте обратно. В один момент тебе начнет хватать и на продвижение, и на карманные расходы. Вот тогда скажешь мне «спасибо»
2. Реклама чужих бизнесов
Кому подойдет?
- Твой канал для узкой и обеспеченной аудитории. Для логистов, продавцов франшиз, инвесторов и т.д. Вдумайся, даже маленький канал для рестораторов — золотая площадка для кучи товаров с высоким чеком.
- У тебя канал для активной аудитории, которая подписалась, чтобы ходить, смотреть, потреблять что-то. Например, афиша событий твоего города, обзоры ресторанов, идеи дешевых туров.
Плюсы / минусы
➕ С профильного канала даже на 1000 человек можно хорошо заработать на рекламе. Пример: реклама алкогольных брендов в канале для рестораторов
➕ Релевантная реклама не утомляет подписчиков.
➖ Сложно искать рекламодателей. Помогут или связи, или понимание, на какие каналы подписаны они. Только так они узнают, что ты существуешь.
➖ После первых реклам может выясниться, что ваши подписчики не переходят или не покупают. Тогда модель монетизации придется менять на ходу. Но качественным каналам это не грозит
Что по бабкам:
- Для узкоспециальной аудитории подписчик будет стоить дороже, от 20р до бесконечности. Придется либо влить тысяч 60, либо дружить с лидером мнений по этой теме. Чтобы он попиарил тебя или вообще взял под крыло.
- Но окупить можно за 4–5 размещений, если товар с большим чеком или удачно сработала оплата за заявку. Например, ты сделал канал про гольф. Там может собраться всего тысяча человек, но они будут платиновые.
- Если просто делаешь канал для активных горожан, подписчик будет стоить 12–20 руб. В канале на 3–4 тысячи человек реклама будет стоить около 3 тысяч руб. С учетом нестабильного потока, есть шанс окупиться за 4–6 мес.
3. Реклама собственного бизнеса / себя
Кому подойдет?
Занимаешься чем-то интересным и, что важнее, можешь про нее увлекательно писать. Телега — не совсем классический контент-маркетинг. Писать надо лаконично и классно. Иначе вовлеченность уйдет. ТГ ошибок не прощает
Плюсы / минусы
➕ Репутация, доверие к тебе или бренду и все умные слова про контент-маркетинг.
➕ Еще ты будешь ощущать себя свободным и продвинутым, это у Телеграма такая аура.
➖ Можешь быстро исписаться. Заранее думай про смежные темы, интерактив и контент от подписчиков.
Что по бабкам:
- Совсем красивый подход — вообще не давать рекламу. Просто раз в 1–2 месяца в закрепленном посте напоминай, чем ты занимаешься.
- На старте придется влить те же тысяч 60. Уверен, в этом сценарии у тебя деньги не со школьных обедов. Но не спеши лить в рекламу, сначала набей все шишки и научись ее закупать.
- Заказы / обращения пойдут после психологических отметок 3/5/10 тыс и при условия, что у тебя есть 15–20 просто качественных постов и парочка гениальных
когда монетизировал
THE END
Вот и все, что нужно знать о Телеграм. Шутка. Конечно же нет. Кучу всего я оставил за бортом. Ведь ученые доказали, что человек может оставаться в 100% фокусе ровно 18 минут. И я переборщил.
Если будут вопросы или понадобится помощь с запуском, пиши мне! Предвкушаю комменты в духе, «дохрена вовремя написал!», «кому нужны еще каналы?!» или «да в вашем Телеграме скоро останется 2 человека и 1 калека».
А вообще, успехов тебе в прекрасном мире пост-блокировочного Телеграма. Здесь остались только лучшие. И это будет по-настоящему золотой эпохой для ТГ. Все, откланиваюсь.
#телеграм #блокировка #telegram #тамтам
© vc.ru