Почему Xiaomi может пережить Apple и стать крупнейшим брендом
Слухи о коллапсе Xiaomi выгодны ее конкурентам. Так или иначе, скоро логотип «Mi» будет в каждом доме. Этого мастодонта уже не остановить.
Мы еще не осознаем, что мир повернулся. Теперь моду на гаджеты задает Китай, а не Купертино. И привычная Западная цивилизация больше ничего не решает. Миром правит Восток, а Xiaomi захватит все.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Предисловие для хейтеров
Когда я вижу сообщения о том, что Xiaomi продает смартфоны по себестоимости, становится смешно. Отличный пиар-ход, которому стоит поучиться Apple.
Рядовой покупатель думает о таких продажах примерно так: «Ваау, они единственные, кто не делает наценку! Пойду куплю смартфон Xiaomi — дешевле же быть уже не может! Черт с ним, с китайским языком — другу нравится, и мне понравится.»
После вброса о возможном коллапсе компании продажи только растут: «Черт, надо поторопиться — ведь сейчас это наиболее выгодное предложение! А вдруг завтра они закроются, и я не успею?» И с прилавков сметаются даже остатки с повышенной ценой.
Что такое Xiaomi
Это софтверная компания. MIUI появился раньше, чем появились первые смартфоны с логотипом MI. Для большего распространения разработчики приняли решение выпустить линейку своих смартфонов. Следом последовали телевизоры, а уже потом — планшеты, несколько видов смартфонов и другие «умные» гаджеты.
Это были модели c «референсным» дизайном. Фактически, к их внутренностям инженеры Xiaomi не имели никакого отношения к их созданию — точно такие же платы использовали еще несколько производителей. Ответственными за производство были (и остаются до сих пор) Foxconn.
Да, те самые «операторские» модели — на заре Android он были на порядок дешевле всех прочих смартфонов. Кто-то из вас вероятно читал про Orange. Потом появился бюджетник JIUAI. И тот, и другой бренд не смогли выжить в жестокой ценовой войне.
Почему для Xaiomi смартфоны — только средство?
Но Xiaomi сразу взяли правильную политику. С первой версии в их фирменную оболочку были внедрены фирменные сервисы, социальная сеть, магазины приложений и устройств.
Не забывайте, что Google в Китае нет — поэтому Xiaomi получала дополнительную комиссию с разработчиков приложений за их распространение.
Об удобстве покупок и методах навязывания собственных продуктов пользователи Apple знают не по наслышке. В социальных сетях разработчики тоже неплохо зарабатывают на премиум-аккаунтах и рекламе.
А еще есть отличная модель продажи фильмов, игр. Встроенные покупки — все тоже, что у Google и свободных разработчиков. Но в Китае Xiaomi имеет 13% всего рынка —, а в деньгах это значительно больше, чем у многих европейских вендоров.
Как-никак — 20% населения Земли. И еще 19% — Индия, второй рынок Xiaomi. Вы уверены, что им вообще нужно что-то продавать в США или России?
Смартфон — идеальный способ интеграции «умной» техники и средство просмотра контента. В экосистеме Xiaomi смартфон — пульт. Он должен быть дешевый — покупатель потратит куда больше денег на приложения, темы и свеженький фильм.
Кто производит для Xiaomi?
Все. Сегодня Xiaomi — крупный, раскрученный бренд со своей экосистемой, магазинами, рекламой. Заходишь в ТВ-приставку — попадаешь в магазин приложений или устройств. Кликаешь в смартфон — видишь рекламу новой «умной» примочки для кухни.
Сегодня очень немногие могут позволить себе собственное производство. Дело вовсе не в дешевой рабочей силе (это малая часть добавленной стоимости). Куда дороже обходится само производство.
Нет ничего вреднее, чем завод по созданию процессоров. Если представить, что вещества, необходимые для создания партии чипов к iPhone случайно попадут на Красную площадь, и будут разнесены ветром — Москва опустеет до Кольцевой линии. Поэтому все используют чужие заводы.
Почему Xiaomi не нужно создавать свои гаджеты
Но еще Xiaomi предлагает мелким (и не очень) компаниям отличную площадку, рекламу и модную обертку. И универсальное приложение для управления техникой, готовая инфраструктура для интеграции решений, модный логотип.
Все это стоит очень много. Настолько, что Xiaomi удалось заключить партнерское соглашение с Honeywell для выпуска датчиков задымленности и утечки газа в виде модулей «умного дома» MiHome. У Honeywell есть все патенты, лицензии и разрешения.
Соответственно, датчики могут использоваться в составе серьезных домашних и производственных систем без дополнительных разрешающих экспертиз. Легкий переход в промышленное производство —, а Apple так может? Xiaomi смогла. Без собственных технологий. Просто предлагая устройства местных стартапов уже сложившемуся рынку своих поклонников.
Точнее, почти без собственных технологий — все же, основной продукт, софт для управления умным домом здесь задействован. Счастливые поставщики радостно несут Xiaomi свои решения только для интеграции в одно мобильное приложение. Отличный бизнес-план, не правда ли? Все готово — объединяй и властвуй!
Xiaomi лажает не больше, чем любой другой производитель
На эту тему есть старый анекдот, о котором я часто упоминаю на страницах этого сайта:
Почему ноутбуков Acer в ремонте на 20% больше, чем устройств любого другого производителя? Потому что Acer продает на 50% больше лептопов больше, чем любой другой производитель.
Вопрос — так ли плохи эти устройства? Информации о проблемах с Xiaomi в русскоязычном сегменте интернета очень обширна. Только потому, что существует активное сообщество, и нет официального сервиса (уже есть).
На самом деле, они ломаются реже, чем многие. Но их пользователи охотнее общаются, ищут проблемы и помогают друг другу — помощи ждать неоткуда (на самом деле, это не так — расскажу в следующей статье).
Еще нужно понимать, что изначально к покупке достаточно дорого китайского смартфона готовы только те, кто будет допиливать его до идеала. Это не офисный хомяк — такой гик будет искать блох даже там, где их нет.
Xiaomi не поддерживает свои устройства
Расскажите это пользователям Sony, Asus или любого другого крупного бренда. Xiaomi выпускает Android 7 для смартфона, выпущенного в 2014! Крупные производители не могут обновить прошивку для устройства, выпущенного полгода назад!
Да, Xiaomi грешит сырым ПО. Ребята, я держал в руках первую серию iPhone 7 — и у него была ХУДШАЯ камера года. Недолго, но была. Аналогично и с Xiaomi. Ошибки исправляются (по сравнению с другими аппаратами) в соответствии с разницей в стоимости.
А то, что покупатели работают в качестве тестировщиков — это вина самих покупателей. И отличная модель работы.
Не стоит забывать, что официальная прошивка обновляется ЕЖЕНЕДЕЛЬНО! Часто вы для iPhone обновления получаете? А на 5s когда было последнее? Так у кого поддержка лучше?
Среди Android-устройств MIUI — одна из лучших прошивок сегодня. Meizu уже вышла из конкуренции. Есть те, кому не нравится MIUI по тем или иным соображениям.
Но все оценивают ее выше, чем прочие разработки производителей: именно международные версии оболочек от Xiaomi находятся в числе наиболее приятных, оптимизированных и удобных.
Xiaomi не продает на Западе и не имеет успеха вне Китая
Стоит отметить, что компания и не собиралась этого делать до последнего времени. Пока. Все реальные деньги производитель имеет внутри Китая. Это плохо? Нет. Это плохо для нас.
Сколько жителей в Китае? Сколько в Европе? А теперь задумайтесь, зачем вообще работать в Европе? Гораздо выгоднее работать в Китае, Тайване и Индии. Это почти половина жителей Земли — и никаких проблем с переводом (официальных языков все же меньше). А проблем с лицензиями — и вовсе никаких.
Не смотря на это, в отличии от концерна Oppo, для внешнего рынка запустившего мелкий (в сравнении с объемами продаж внутри Китая и Тайваня) бренд OnePlus, Xiaomi активно продает и поддерживает свои устройства вне Китая. Но не надо обольщаться — это делается для экспатов.
Мы для корпорации просто случайные покупатели. Как только в каком-то регионе число проданных смартфонов превышает некую заранее заданную планку, появляется официальная прошивка, и компания приходит с официальными продажами.
Эту схему придумал Хьюго Барра. Теперь ему можно отдыхать — алгоритм не подведет.
Почему Xiaomi может предлагать дешевую электронику
Знаете, почему китайские машины стоят так дешево? Потому что правительство выплачивает компаниям дотации до 80% их стоимости. Так же и в других сферах.
К тому же, правительство продает для своего рынка редкоземельные элементы дешевле, чем другим компаниям. То, что для Xiaomi или Oppo стоит 5 баксов, для Apple или Samsung стоит 100 баксов.
Цена смартфона Xiaomi позволяет выбросить телефон, и купить свежую модель. Иногда выгоднее 4 раза сменить смартфон, чем купить 1 iPhone.
И пусть она получает 1 доллар прибыли с каждого смартфона — важно продать как можно больше. И конкуренты начинают отставать.
Как мы делаем смартфоны Xiaomi дешевле
Чтобы получить государственные дотации. Экспортеры в Китае получают льготы, гранты. Правительство поддерживает собственных производителей, дотируя их производства.
Таким образом, скорее всего все происходит так:
— смартфон Xiaomi стоит X;
— государство доплачивает за каждый проданный аппарат 10–40% от Х;
— встроенные сервисы приносят Xiaomi 20–50% от X с каждого проданного в Китае аппарата.
Итого — как видите, прибыль не меньше 50%. Прибавив сюда выгоду от продаж умных аксессуаров и расходников (а это все продается значительно дороже, чем у конкурентов), получим окупаемость на уровне 100%. Неплохо, пусть и не как у Apple. Для таких накруток у китайцев пока нет имени и технологий. Хотя все впереди.
Xiaomi — отличный инфоповод
Компания добилась того, что на ней можно раскручивать новостные порталы: любой заголовок с упоминанием бренда собирает в 3–4 раза больше просмотров. Изначальная целевая аудитория уже не важна.
Вы правда думаете, что в магазине нельзя купить тестер для измерения уровня качества воды, или датчики освещенности/влажности/присутствия? Или в продаже нет таких устройств для простой интеграции? Конечно, есть.
Но многие покупатели узнали о существовании таковых только после того, как узнали о Xiaomi. Хьюго был нужен Xiaomi, чтобы научиться создавать тренды. И она сама стала инфоповодом — громким словом, которое любят и ненавидят.
Это мода, которую создает Xiaomi. Не важно — можно ли это купить. Главное устроить большой шум, который будет услышан и подхвачен всеми. Как с безрамочным смартфоном.
Говорят, и Apple собирается выпустить аналог? И я не удивлюсь, если многие из них доплачивают команде Xiaomi, чтобы устроить шум в нужной области. Раньше это делали:
— упустивший свой шанс и постоянно теряющий поклонников Apple;
— монструозный Huawei, без которого жители СНГ никогда не увидели бы 3G/4G (оборудование для сотовых вышек), для которых смартфоны — побочный продукт;
— проданная Motorolla;
— облажавшийся в 2016 Lenovo.
Xiaomi: возмутитель спокойствия и главный тренд
Что за это время сделала Xiaomi? Она приручила пользователей дешевой техникой со стабильным качеством — и готовится захватить рынок софта, домашней техники и контента. Время России и Европы еще не пришло.
Да, Xiaomi не платит нам за публикации. Но вы их, вольно или нет, активно читаете. И нам приходится писать о них все больше и больше.
Что до меня лично — смартфон у меня не Xiaomi, но именно его я буду покупать следующим аппаратом. Дешевый расходный смартфон с большой автономностью и сносной производительностью, который не жалко разбить.
И маме куплю — MIUI умеет превращать смартфон в «бабушкофон», это круто. Сегодня Xiaomi предлагает лучшее за свои деньги. И скоро это поймут все.