Почему вы ещё не раз купите Doom, Skyrim и другие старые игры

1a7f2d9e37b1004c788b19e140062235180a3151
Совсем недавно на игровых консолях и мобильных устройствах вышли первые части Doom. Какой сейчас год, говорите? 2019 год, всё верно. И я вам серьёзно говорю — это не последний раз, когда оригинальный Doom «снова» выходит и его — о, ужас! — покупают.

Да, мы живём во времена ремейков. «Короля льва» перевыпускают с «реалистичной» графикой — без всякого смысла, просто вот ради того, чтобы «срубить бабла». Потому что куча великовозрастных (ныне) людей «средних лет» и сами сходят, и ещё и детей сводят — пусть, мол, посмотрят, чем папка с мамкой восхищались, когда сами были школьниками.

Просто бизнес, ничего личного

Но в играх сегодня всё не так. Вернее, не совсем так. Пока, например, Crash Team Racing выпускают с действительно улучшенной графикой (но почти не изменившимся геймплеем), Doom издают почти «как есть» — ну, разве что, разрешение повыше. Причём, разрешение рендеринга, но не оригинальных текстур.

Скажем, в начале-середине 2000-х было модно делать старые игры лучше. Для Doom и Duke Nukem выпускали (неофициально) всякие Open GL-моды, хай-рез-паки, 3D-модели и прочее. Но оказалось, что всё это даже лишнее — старые игры принимают и такими, какими они были.

Буквально три года назад вышло очередное издание Duke Nukem 3D под названием 20th Anniversary World Tour. В ней не только сохранили оригинальную графику, но даже сделали совершенно новый эпизод в старой графике! Что особенно интересно — графический движок там всё-таки был доработан, но незначительно. Просто чтобы обзор вверх-вниз отрисовывался корректнее.

Ещё за три года до этого выходило почти то же самое, но под именем Megaton Edition (без нового эпизода, но всё-таки).

cf1ce8159f127409af3348df844f15d02fce44f7

Оригинальный Duke Nukem 3D, Megaton Edition и 20th Anniversary World Tour

А тот самый Doom ранее переиздавался ещё на Xbox 360/PlayStation 3.

Что ещё? Ах, да. Конечно же, Skyrim. Ему до популярности Doom ещё далеко, но и вышел он не в 1993, а в 2011 — и с тех пор уже не раз переиздался. Сначала на консолях актуального поколения, Xbox One и PlayStation 4, затем — ещё и на портативной Nintendo Switch.

Почему же старые игры постоянно перевыпускают?

Ответ на этот вопрос очевиден: потому, что их покупают. А вот почему покупают — это уже гораздо более интересная тема. И самым неправильным ответом на этот вопрос будет однозначность. Вроде: «купят потому, что ностальгия». Или: «купят, потому, что идиоты». Популярность переизданий старых игр — это как раз тот момент, когда работает всё сразу.

Да, ностальгия

Олдфаги помнят, как гоняли в Doom и он им нравился. Почему бы не погонять снова? Не вопрос — можно. Вопрос в том -, а зачем покупать заново? Ну тут сложнее.

Например, человеку стало удобнее играть на консолях. Ну вот удобнее — и всё. В лет 30 к некоторым (не ко всем) приходит осознание, что валяться на диване с геймпадом гораздо удобнее, чем горбиться в три погибели за столом у монитора. Нет, конечно геймпад можно подключить и к ПК — и в некоторые игры так даже удобно играть. Вот только изначально ПК-шные игры, особенно старые — это не тот случай. При их создании про геймпад вообще никто не думал. В итоге чтобы поиграть приходится долго возиться с настройками, при этом удовлетворительный результат не гарантирован.

e075e5c13ad73a0eed28e34470d51d882d453518

В DOOM с геймпада на ПК поиграть можно было запустив какой-нибудь мод вроде GZDoom

И тут важно! Результат — это не просто сам факт запуска старой игры, а именно комфортное времяпровождение. Школьникам, которым в радость и покорпеть в позе эмбриона за монитором, лишь бы мамка не увидела, не понять. В 30 с лишним уже не от кого прятаться — да, я взрослый мужик, закинул ноги на диван и сижу, играю на своём новеньком 55-дюймовом телеке и никого не стесняюсь. Потому, что могу.

Ну ладно, с консольщиками понятно -, но зачем игру на ПК-то перевыпускать? (Тот же Skyrim, например, или Dark Souls). Да ещё и делать старую версию недоступной?

Ну с ПК — это уже чистая жадность, разумеется. Ну и ещё одно подтверждение того факта, что в 2019 году ПК — уже далеко не основная игровая платформа. Сегодня всё делается для консолей, а на ПК переносится по остаточному принципу. Что, не нравится? А придётся смириться. Где там ваш Red Dead Redemption 2, а, пекари? И сколько вы там ждали GTA 5? То-то же.

Кто-то вообще не играл

Пока старпёры вспоминают, как гоняли думгая в детстве, подрастающее поколение может вообще не иметь представления о старой игре. Да, они слышали, что это что-то крутое, но почему — не знают и хотят узнать лично. А как установить старую игру на современный компьютер?

В стране, где на ПК самый популярный магазин — это торрент-трекер, сложно убедительно рассказывать про важность перевыпуска в значении «купил — и играешь». Но это так. Перевыпуск старой игры в том же Steam — это удобно. Если её раньше в там не было, разумеется (Doom, правда, был).

Конечно, есть немало школьников, которым подавай лишь топовый графоний. Но это как раз и причина, почему тому же Doom уже не нужны никакие «улучшайзеры». Графонолюбители всё равно пройдут мимо (или поиграют в перезапуск 2016 года), а остальным будет всё равно — графика 1993 года или 2003-го. Сегодня это уже не такая большая разница.

6cda15433c6b0ec47bad8321839c1bc365d26e49

Duke Nukem 3D с Hi-Res паком. 3D-модели, новые текстуры… В начале 2000 в этом был смысл, но сейчас это выглядит даже хуже, чем оригинальная игра.

В конце-концов, если игра была и правда хороша в 1993, то она будет хороша и в 2019. Игра, а не графика.

В конце-концов, это красиво

Ладно, не «красиво» в прямом смысле, а… Хотя знаете? И красиво тоже. Я смотрю на Halo 2001 года и понимаю, что ей ничего не поможет — ни ремастер, ни ремейк. Даже если переделать в ней графику на Unreal Engine 4, то скудоумие левелдизайна лишь станет более очевидно. Даже оригинальный Half-Life 1998 года смотрится не так хорошо, как мы помним (но всё равно гораздо лучше Halo), хотя вот Half-Life 2 — уже нормально.

Однако Doom 1993 уже ничего не страшно. Эффект «зловещей долины» работает в его пользу — всё более отдаляясь от современных представителей видеоигр, которые кажутся нам красивыми (Battlefield V, например — интересно, каким он будет казаться спустя лет 10?), оригинальный Doom уже давно вышел за пределы восприятия «страшного человека» и даже «страшного робота», став просто милой мешаниной пикселей, в которой, тем не менее, мы без труда узнаём различные образы.

60260aec16d1444cc5a0b35f15d8b5c8a9e9392c

Как-то я играл в Minecraft на планшете в электричке, а сосед спросил — «О, это что, Doom? Такое всё пиксельное, прикольное!»

Но изначально я не о красоте хотел сказать. Doom — это действительно хорошая игра, с продуманным геймдизайном. Можно жаловаться на сюжет — ну так и сегодня не все игры про сюжет. Да, дорогой читатель, далеко не всем геймерам так уж важно наблюдать слезоточивую мыльную драму на экране, особенно когда эта драма из пальца высосана, как в God Of War 2018, или неумело поставлена, как в Detroit: Become Human. Но геймплей — всегда был важнейшим составляющим видеоигр. Геймплей — это то, что отличает игры от тех же фильмов или даже визуальных новелл.

Разумеется, нет ничего плохого в фильмах или в визуальных новеллах, но игры — есть игры.

Так вот, как игра Doom — не просто хорошая игра, а законодатель жанра. Да и более свежий Skyrim — тоже. Можно, конечно, вспоминать Morrowind или вообще Daggerfall, но будем честны — не многие другие игры в то время пытались быть похожими на Morrowind или Daggerfall.

Skyrim не только тепло был принят публикой, но и стал вдохновением для геймдизайнеров. Даже разработчики Legend Of Zelda: Breath Of The Wild — игры, которая почти единогласно критиками признана лучшей игрой 2017 года — признаются, что вдохновлялись Skyrim.

e054d164754fcafb6e168ac959a71898be1afe56

Можно не любить Skyrim. Но не признавать его значения для индустрии, как минимум, странно.

Конечно, тот же Skyrim можно ругать за баги — их там просто невероятно много. Можно даже сетовать — мол, как это вы (критики) тут одну игру ругаете за баги и всяческие недостатки, а другую, с точно такими же багами и недостатками наоборот хвалите?

Всё просто. В одной игре есть и баги с недостатками, и невероятно годные вещи, вдохновляющие и игроков и геймдизайнеров. В другой же — только баги с недостатками.

Это как шаблоны боевиков 80-х. Ну типа последняя драка на заводе, бесконечные пули — и всё такое. Знаете, где была и последняя драка на заводе и бесконечные пули? В «Терминаторе». В обоих, причём. И в «Робокопе» тоже это было. Только это всё равно гениальные фильмы, а всякий треш, снятый по мотивам — нет.

Так неужели нет новых хороших игр?

Конечно же, есть. Но, во-первых, эти игры стоят денег — в смысле, их разработка стоит денег. Перевыпуск старой хорошей игры, которую точно купят — это неплохой способ собрать эти деньги. Плюс, старые игры всегда дешевле, но иногда при этом даже лучше некоторых новых.

Во-вторых, ну, а какая разница-то? Пусть будет выбор. Играть в новые игры, играть в старые игры на новых платформах — хорошо, когда есть из чего выбирать. Допустим, на Xbox One есть поддержка игр и c Xbox 360 и даже оригинального Xbox (не всех, но есть). Но вот на PlayStation 4 можно купить только несколько игр с PS2 — и всё. Никакой тебе PlayStation 3. А на Nintendo Switch и этого нет — именно в этом поколении Nintendo решила отказаться от обратной совместимости.

7830431b6f01dbc94eeaf457fbc0fa512c0a9078

Главное, что есть выбор

Другое дело, что с выпуском новых переизданий Doom компания Bethesda взяла и удалила из Xbox Marketplace аналогичные выпуски для Xbox 360. Вот это очень некрасиво, конечно. И навязчивый онлайн — некрасиво. Doom — старая игра, никакой там аккаунт Bethesda не нужен. Тем более, изначально к его разработке Bethesda вообще не имела отношения.

Но всё-таки брезговать старыми играми только потому, что они старые (в смысле, сделаны давно) — это всё равно, что отвергать классическую музыку или ранний блюз. Качественные вещи не стареют.

©  Ferra.ru