Почему ученые ставят под сомнение доказательства существования тёмной материи?

31.05.2022, 19:30
Международная группа исследователей, работающая над экспериментом COSINE-100 в Южной Корее, не смогла воспроизвести сигналы, зарегистрированные исследователями, работающими над экспериментом DAMA/LIBRA в Италии, несмотря на использование аналогичной технологии.
Алена Ядвичук
Почему ученые ставят под сомнение доказательства существования тёмной материи?
COSINE-100 collaboration

Далеко не каждый эксперимент можно воспроизвести. По крайней мере, с первого раза.

Несколько последних десятилетий физики всего мира пытались найти доказательства существования темной материи — теоретического вещества, которое составляет около 26% всей материи во Вселенной. Исследователи находили косвенные доказательства ее существования с помощью астрофизических наблюдений — например, гравитационное линзирование, о котором TechInsider уже не раз писала. Однако прямых физических доказательств существования тёмной материи пока не было.

Правда, в 2018 году группа исследователей из Италии, работающая над экспериментом DAMA/LIBRA, заявила о наличии доказательств существования темной материи — они обнаружили вспышки света в кристаллах йодистого натрия. Их гипотеза заключается в том, что вспышки являются свидетельством столкновения темной материи с атомами в кристаллах.

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Они обнаружили, что количество таких вспышек увеличивается в июне и уменьшается в декабре, и предположили, что это связано с тем, как Земля движется сквозь темную материю в Млечном Пути — иногда быстрее, а иногда медленнее.

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее, ни одна команда не смогла повторить результаты эксперимента DAMA/LIBRA, что заставило многих отбросить выводы этой команды. Но поскольку большинство специалистов в области согласны, что команда в Италии действительно что-то наблюдала, некоторые учёные продолжают пытаться объяснить их наблюдения.

В этой попытке корейская команда учёных попыталась повторить результаты, полученные в Италии, в рамках эксперимента COSINE-100, имитируя технологию и условия эксперимента, поставленного командой из Италии. К сожалению, в их кристаллах не было обнаружено подобных вспышек, что нанесло еще один удар по доказательности результатов, полученных учёными из Италии. Но исследователи по-прежнему считают, что команда из Италии что-то нашла; они просто уже не верят, что это доказательство существования темной материи.

Таковы размеры детектора COSINE-100 COSINE-100 collaboration

Работа опубликована в журнале Science Advances.