Почему у стриминговых сервисов большие проблемы с классической музыкой
Потоковые сервисы позволяют слушать музыку любых стилей, эпох и направлений практически с любого устройства. Уверенный сигнал 3G-интернета и миллионы композиций у вас в кармане. Но почему стриминговые сервисы не подходят для классической музыки? Вся проблема в метаданных.
Метаданные — это небольшой фрагмент текста, который сопутствует любому цифровому музыкальному файлу. Именно метаданные являются источником полезной информации для слушателя и позволяют отличать композиции друг от друга без необходимости прослушивания. В классической музыке именно эти несколько байт текста хранят в себе столь важные данные, как акт, часть или действие, к которому принадлежит фрагмент композиции, имя композитора, исполнитель, дирижер оркестра, музыкальный лейбл, производивший запись, и год записи.
Если метаданные внесены неверно или, что зачастую наблюдается в популярных потоковых сервисах, неполны, заблудиться в трех соснах — это все, что остается любителю классики. И если вы не можете найти интересующее вас исполнение — это не значит, что его не существует в природе. Просто кто-то неверно прописал метаданные.
Почему с классической музыкой все так сложно? Дело в том, что мы говорим о жанре, который охватывает сотни лет. За это время были написаны сотни тысяч композиций, относящихся к различным эпохам. Прибавим к этому огромному творческому наследию сотни исполнений оркестрами и труппами. Финальной точкой в путанице станет похожее название произведений: Йозеф Гайдн — Симфония №103 или как ее принято называть «Симфония с тремоло литавр» и еще одно произведение гениального австрийца — Симфония №104. Разница в музыке и музыкальном материале колоссальная. Разница в названии — всего одна цифра.
Все потоковые сервисы предлагают организованный поиск по миллионам записей, при этом учтены всего три основных критерия отбора: имя композиции, альбом и автор. На довольно простом примере попробуем убедиться, что стриминг для почитателя классики — косточка в горле.
Итак, предположим мы хотим послушать знаменитую Симфонию №9 Людвига Бетховена в исполнении американского композитора, пианиста и дирижера Леонарда Бернстайна. За свою пятидесятилетнюю карьеру дирижера, Бернстайн записал «Хоральную симфонию» ровно три раза: с Нью-Йоркским и Венским Филармоническими оркестрами и историческое исполнение в Берлине спустя несколько недель после падения Берлинской стены в 1989 году. При записи Симфонии №9 в Берлине принимали участие музыканты сразу из четырех филармонических оркестров: Лондона, Нью-Йорка, Ленинграда и Парижа.
Допустим, что нас интересует запись с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Помимо, собственно, композитора, дирижера и оркестра, в записи Симфонии №9 фигурируют еще четыре солиста и хор. На интересующей нас записи Марина Арройо исполняла партию сопрано, Регина Сарфати — меццо-спорано, партию тенора — Никола ди Вирджиллио, баса — Норман Скотт. Без Джульярдского хора и главного хормейстера Абрахама Каплана запись также вряд ли бы состоялась. А теперь внимание, вопрос: чья фамилия будет значиться в графе «автор/исполнитель» при поиске на стриминговом сервисе? Бернстайна? Бетховена? Регины Сарфати или Марины Арройо? Или может быть сотни оркестрантов и хористов во главе с Абрахамом Капланом?
Потеря хотя бы одной фамилии в этой цепочке может вывести вас на совершенно другое исполнение. Но чаще — хуже. В метаданных помимо композитора и произведения найти что-либо еще невозможно. Или найти то, что для человека, который только знакомится с классикой, станет очередным подтверждением того, что стриминг и классика — вещи несовместимые.
Откроем Spotify и в строку поиска вместо оригинального итальянского названия оперы Моцарта «Le Nozze di Figaro» («Свадьба Фигаро»), на английском вобьем «Mozart» и «Figaro». Перед нами откроется внушительный список композиций. Прислушаемся к рекомендациям сервиса. Автор — «Donato Di Stefano», знаменитый оперный бас-буффо. Продолжительность композиции — 4 минуты, 17 секунд. К слову, вся опера длится около 3,5 часов. Что именно предложил Spotify? Ах, да — увертюру. Информацию об этом вы можете узнать внимательно всмотревшись в экран. В левой части экрана есть и список исполнителей-солистов, дирижера и оркестра. В тоже поле «автор/исполнитель» внесены и сам господин Моцарт и имя либретиста Лоренца да Понте. Если бы я впервые обратил внимание на эту запись, а классика для меня была бы «новым жанром», я бы подумал, что вместе с басом Донато ди Стефано оперу исполняет и певец Лоренца да Понте (видимо, также итальянец по происхождению). Увы, либретист умер еще в 1838 году и участвовать в записи никак не мог.
Продолжая эксперимент со «Свадьбой Фигаро», обращаем внимание на следующую композицию в списке предложенных сервисом Spotify — увертюра в исполнении Wiener Philharmoniker. Венский филармонический оркестр написан на немецком, что несколько непродуманно для американского сервиса. Дирижер — Эрик Клайбер, а композиция включена в альбом Mozart Hits. Мне нравится это исполнение: хороший темп, чистое блестящее звучание. Но как мне найти целую оперу в исполнении Клайбера? Вбиваем «Figaro» и «Kleiber», и среди ряда записей, входящих в состав уже знакомого нам альбома «Mozart Hits», находим запись целой оперы. Но их здесь две и с разными обложками. Это одно и тоже исполнение или… Полагаю, что речь идет о записи 1955 года с легендарным басом Чезаром Сьепи в роли Фигаро. Но информативность со стороны Spotify, увы, нулевая.
Поиск музыки в таком ключе — с одной стороны, весьма специфический и интересует исключительно почитателей классической музыки. С другой, для новичка в мире «оркестра и оперы» потоковый сервис может стать горе-учителем. Ситуация с радио не лучше.
Пару щелчков мышью и в фоне играет подборка классической музыки. Бетховен — Соната №23, знаменитая «Аппассионата». Неискушенный слушатель узнает ее по центральной части. Но ведь сонатная форма состоит из трех (реже четырех) частей… Узнать что-либо об исполнителе также оказалось непростой задачей. В метаданных ничего не было прописано, а на скудно оцифрованной обложке мне с трудом удалось разглядеть фамилию Павла Щербакова. Именно эта запись оказалась первой в списке прослушивания, но ведь помимо выпускника Ленинградской консерватории есть более 100 исполнений легендарных пианистов. Видимо, Spotify думает иначе.
Сервис Pandora также не отличается особой внимательностью к метаданным. Слушая записи пианиста Ланг Ланга и Мюррея Перайя о дирижерах оркестра оставалось лишь догадываться. Никакой информации на самом сервисе найти не удалось. У вас остается всего два варианта — либо очень хорошо знать классическую музыку и, вооружившись поисковиком, постоянно изучать каждую запись и исполнение, либо жить в неведении.
Ситуация повторяется и на сервисе iTunes Radio, который нередко допускает в списке воспроизводимых «классических композиций» экспериментальные произведения современников. Я не имею ничего против новой музыки, но относить такие «шедевры» к классике, как минимум, рано.
Отходя от темы потоковых сервисов можно убедиться, что с метаданным все плохо и в случае попытки приобрести цифровой альбом на Amazon или iTunes. Так, в тренде первого сервиса значатся популярные композиции немецких классиков в весьма адаптированном для современного слушателя виде: «Лучший альбом классической музыки для релаксации», «Классическое фортепиано для релаксации» или «Бах перед сном». Найти какую-либо информацию об исполнителе или оркестре (не говоря уже об имени дирижера) практически невозможно. Еще одна проблема — специфика построения классических произведений.
Так, фортепианный концерт традиционно состоит из трех частей. Концерт — один, части — три. Но платить придется за каждую часть отдельно, либо приобретать альбом полностью. Другая сторона медали — воспроизведение крупных форм на потоковых сервисах. Найти «любимую часть Andante» в композиции, длительность которой составляет около 30 минут — непростая задача. И опять же, быть уверенным в том, что вы слушаете запись в исполнении оркестра и дирижера, которые указаны в метаданных, нельзя. Потоковые сервисы пестрят информационными ошибками.
Возникает соответствующий вопрос:, а заинтересованы ли сами потоковые сервисы в том, чтобы наводить порядок в мире классической музыки, радуя поклонников этого жанра? Похоже, не очень. Прибыль, которую приносит классика как жанр музыки в цифровом мире, составляет всего три процента. Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) подчеркнула, что самым важным «игроком на рынке классической музыки» остается Германия. На долю классики в Германии приходится от 6 до 8% всего рынка музыки. При этом 70% покупок приходится именно на покупку дисков и виниловых пластиков. В США 46% также предпочитают покупать «физические носители» с классической музыкой, а другие 46% — за загрузку цифровых копий произведений любимых композиторов.
Сегодня существует всего несколько интернет-магазинов, специализирующихся на продаже классической музыки. Вице-президент компании Naxos, занимающейся продажей классики и параллельно предоставляющей потоковый сервис, Син Хики объяснил в чем причина сложности поиска нужных произведений на стриминговых сервисах:
В их распоряжении нет и необходимой базы метаданных. Особняком стоит, разве что, iTunes. Более того, в штате компании имеется и несколько музыковедов. Но имея неплохую базу-данных компания просто не торопится «сделать мир лучше»
В связи со сложившейся ситуацией на рынке стали появляться потоковые сервисы и онлайн-магазины, специализирующиеся исключительно на трансляции классической музыки: Arkiv Music, Naxos Music Library и Classic Online HD LL. Стоимость подписки колеблется от 350 до 1000 рублей за месяц использования, но эта плата не только за качество воспроизведения и широкую базу классической музыки на любой вкус, сколько за правильное информирование. Вы всегда сможете знать кто исполняет конкретное произведение, когда была сделана запись и значительно расширить горизонт своих знаний. [NPR]
Тем не менее, если классическая музыка вам нравится, мы подготовили для вас подборку из нескольких сборников.