Почему татуировка не исчезает даже после смерти клеток кожи

64ba9a3b75fc522711eb0c5ccde83795_ce_1500

Новые исследования, проведенные во Франции, пролили свет на одно интересное обстоятельство. Как известно, среди всех органов человеческого тела самой большой нагрузке со стороны внешней среды подвергается кожа, а потому ее клетки обновляются довольно часто. При этом, когда человек наносит себе татуировку, она не стирается за неделю — лишь выцветает, но и на это уходят долгие годы. На первый взгляд, это совершенно невозможно, но наш организм устроен весьма необычно: ученые выяснили, что умирая, клетки кожи выпускают в межклеточное пространство накопленный пигмент, который затем захватывают новые клетки!

Фотография одиночного атома: посмотрите на него невооруженным глазом

Как выглядит Земля на расстоянии 63,6 млн километров

В исследовании, опубликованном на этой неделе в журнале Journal of Experimental Medicine, рассказано о том, как ученые проводили эксперименты на мышах и наносили татуировки на их хвосты. Иммунные клетки кожи, называемые макрофагами, захватывали пигмент как им и полагается. Однако, когда исследователи точечно уничтожали эти клетки, внешний вид татуировки никак не изменялся. Происходило именно то, на что рассчитывали биологи: чернила татуировки после смерти клетки попадали глубоко в слои кожи, после чего их втягивали в себя соседние клетки.

В другом эксперименте исследователи пересадили участок кожи с татуировкой с одной мыши на другую и выяснили, что уже через шесть недель клетки кожи нового хозяина впитали в себя нанесенный пигмент. Подобная долговечность объясняет тот факт, почему археологи иногда обнаруживают татуировки даже на коже древних мумий. Предыдущие исследования показали, почему макрофаги впитывают чернила в себя: оказалось, что это обычная иммунная реакция. Клетки-защитники стягиваются к ране, нанесенной иглой тату-машинки, и поглощают чернила, поскольку те являются инородным патогеном. Изолировав его в себе, фаг таким образом защищает внутреннюю среду организма от потенциально вредных воздействий раздражителя.

Несмотря на то, что новая работа лишний раз доказывает, что татуировка — это на всю жизнь, она также дает надежду тем, кто хочет избавиться от рисунка на коже. Когда татуировка удаляется с помощью лазера, его импульсы разрушают клетки кожи и заставляют их тем самым выпускать пигмент. Как правило, даже после этого остается едва заметный след, а потому исследование поможет обеспечить идеально чистую кожу: в то время, как лазер будет уничтожать старые клетки с чернилами, специальные блокаторы будут запрещать соседним клеткам впитывать их, и краска будет просто утилизироваться самим организмом вместе с другими отходами клеточной деятельности.