Почему сериалы не заменят большое кино
Кадр из сериала «Молодой Папа»
Американская киноакадемия огласила номинантов на премию «Оскар» за 2016 год, которая пройдет 26 февраля этого года в Лос-Анджелесе. На главную кинонаграду претендуют девять картин, среди которых нашумевший «Ла-Ла Лэнд», с успехом собирающий кассу в кинотеатрах.
Между тем нарастающая популярность сериального контента — это общемировой тренд, который зародился с распространением услуги видео по запросу, отмечает гендиректор онлайн-кинотеатра Megogo в России Виктор Чеканов. Основными драйверами сериальной индустрии стали платформы Video-On-Demand («видео по запросу») наподобие Netflix, Hulu и Amazon Prime (подразделение интернет-ретейлера Amazon), подтверждает директор по контенту онлайн-кинотеатра Tvzavr Елена Хлебникова. Свою лепту внесли и американские кабельные телеканалы — HBO, AMC, Showtime, Starz, Cinemax и другие.
Сколько зрителей и каков бюджет у телесериалов?
На конец 2016 года мировая аудитория Netflix превысила 75 млн, а у Amazon — 50 млн человек. У HBO насчитывалось 40 млн подписчиков в США. Эти цифры сопоставимы с аудиторией блокбастеров, что позволило ТВ-продюсерам значительно увеличить суммы на производство сериалов. Еще десять лет назад потратить $2 млн на эпизод драматического сериала и $1 млн на серию комедийного можно было считать роскошью, сегодня же это минимальная сумма, с которой продюсеры заходят в производство, оценивает Хлебникова. По ее словам, в среднем стоимость одного эпизода комедийного сериала составляет $1–2 млн, драматического — $2–5 млн. «Отсюда, конечно, улучшение качества производства, использование спецэффектов, задействование звезд мировой величины в сериалах», — говорит эксперт.
Основатель продюсерской компании «Среда» Александр Цекало (в октябре 2016 года она продала онлайн-кинотеатру Netflix первый российский сериал) назвал еще одну причину повышения интереса к сериалам. «Лет десять назад профсоюз сценаристов в США выдвинул новые условия в отношении роялти в кино для сценаристов. Эти условия не были кинокомпаниями удовлетворены, и этим воспользовались ТВ-продюсеры. Они стали приглашать киносценаристов, хороших драматургов писать сериалы», — вспоминает Цекало. С этого момента, по его словам, многие сериалы стали напоминать настоящие произведения искусства.
Сколько зрителей, каков доход и бюджет в большом кино?
2016 год был удачным для кинематографа. Мировой лидер индустрии — регион Северной Америки, объединяющий рынок США и Канады, — установил очередной рекорд. В 2016 году американские кинотеатры собрали $11,1 млрд, что на 2,2% больше, чем годом ранее, свидетельствуют данные международной платформы Box Office Mojo. В 2015 году сборы выросли значительно быстрее — на 7,4%, однако в 2014 году они сокращались — на 5,2%.
Число проданных билетов в кино в США в 2016 году, по данным Box Office Mojo, не изменилось, составив 1,32 млрд. Средняя цена на билеты в США за прошедший год выросла на 2% — до $8,61, по данным Box Office Mojo.
По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», посещаемость кинотеатров в России и СНГ в 2016 году выросла на 11%, достигнув 213 млн зрителей. При этом в России сборы и посещаемость выросли почти на 13%. Российский бокс-офис составил 49 млрд руб., посещаемость — 195 млн зрителей. В России средняя цена билета в кино в 2016 году снизилась на 1 рубль — до 252 руб. По данным Motion Picture Association of America (MPAA), в 2015 году число киноэкранов выросло по всему миру на 8%, превысив 152 тыс.
Сколько снимается кинофильмов и телесериалов?
В 2016 году американские киностудии выпустили 728 фильмов — на 3% больше, чем годом ранее, подсчитал Box Office Mojo. При этом число оригинальных сериалов, транслируемых на кабельных каналах, в телевизионных сетях, а также на онлайн-платформах, в 2016 году увеличилось на 8%, до 455, свидетельствуют данные FX Networks Research. А по сравнению с 2011 годом количество выпускаемых сериалов выросло почти вдвое, тогда как полнометражных фильмов — всего на 9%.
Кто из «большого кино» работает над сериалами?
В 2010 году компания Hartswood Films сняла для BBC Wales телесериал «Шерлок» на основе знаменитых произведений писателя Артура Конана Дойла. Роли великого английского сыщика и его недалекого напарника исполнили Бенедикт Камбербэтч и Мартин Фримен. Год спустя на канале HBO стартовал знаменитый фэнтези-телесериал «Игра престолов», снятый по мотивам цикла романов Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени». Хедлайнером первого сезона в нем стал Шон Бин. В 2013 году Стивен Кинг и Стивен Спилберг выпустили на телеканале CBS многосерийную драму «Под куполом».
Кадр из онлайн-сериала «Карточный домик»
Тогда же на Netflix вышел онлайн-сериал «Карточный домик» с Кевином Спейси, который стал первым в истории интернет-проектом, получившим главную телевизионную премию «Эмми». Его бюджет составил $140 млн. Выход «Карточного домика» открыл новую эру в построении программной сетки традиционных телеканалов. Чтобы не уступать онлайн-конкурентам, они были вынуждены перейти на круглогодичное сериальное программирование, то есть отказаться от сезонов.
В 2016 году режиссер Вуди Аллен, который до этого снимал только полнометражные фильмы, выпустил мини-сериал для Amazon «Кризис в шести сценах». Правда, как позднее признался сам режиссер в интервью «АфишаDaily», в дальнейшем он не планирует продолжать работать в таком формате.
В прошлом же году свой сериал «Молодой Папа», рассказывающий о жизни 47-летнего Папы Пия XIII (его сыграл Джуд Лоу), представил и другой обладатель премии «Оскар», автор «Великой красоты» Паоло Соррентино.
Многие российские режиссеры из большого и авторского кино, среди которых Валерий Тодоровский, Николай Попов, тоже стали снимать сериалы. По словам Александра Цекало, лет десять назад в России предложить российскому актеру сниматься в сериале было равнозначно оскорблению — «считалось, что в сериалах снимаются «сбитые летчики», те, кого никуда больше не взяли». Теперь отношение к сериальной индустрии кардинально переменилось, говорит продюсер.
Умрет ли большое кино?
Несмотря на бурный рост, сериалы не потеснят большое кино, единодушны опрошенные РБК эксперты. Оба эти типа контента одинаково востребованы у одной и той же аудитории при разных обстоятельствах, говорит Виктор Чеканов из Megogo. Для убедительности он приводит статистику своего сервиса: средняя продолжительность смотрения на десктопах составляет 15 минут, в мобильных устройствах — от 20 минут, а на Smart TV — от 45 минут. Такая тенденция связана с привычками пользователей: полнометражные фильмы чаще смотрят вечером после работы или в выходной день всей семьей на большом экране, в то время как сериалы потребляют преимущественно на десктопе и мобильных устройствах, например, по пути на работу, объясняет Чеканов.
© РБК