Почему самолёты летают на высоте именно 10 километров

Пассажирские самолёты выполняют авиаперелёты, как правило, на высоте 10 километров. Откуда взялась эта планка?
Почему самолёты летают на высоте именно 10 километров

10 000 метров — просто красивое число или за этим скрывается нечто большее?

Вообще, высота полёта авиалайнера отличается в зависимости от типа и модели самолёта, его размера, наличия определенного оборудования и функций. Небольшие самолёты гражданской авиации и некоторые реактивные самолёты летают на высоте не более 6000 метров, в то время как крупные и высокоскоростные авиалайнеры летают в верхних слоях на высоте от 7000 до 13 000 метров. Маленькие легкомоторные самолёты обычно не поднимаются выше 2000 метров.

Высотой полёта принято называть расстояние по вертикали до корпуса воздушного судна. В зависимости от уровня начала отсчёта различают высоту: истинную (от уровня точки, находящейся непосредственно под воздушным судном), относительную (от какого-либо условного уровня — уровня порога взлётно-посадочной полосы, уровня аэродрома, наивысшей точки рельефа и так далее) и абсолютную (от уровня моря).

Высоты полёта делят на предельно малые, малые, средние и большие. Предельно малые отличаются в зависимости от типа и скорости летательного аппарата, малые — от предельно малых до 1000 метров, средние — от 1000 до 5000 метров, большие — свыше 5000 метров. От высоты полёта следует отличать эшелон, занимаемый воздушным судном. Эшелоны отсчитываются по стандартному атмосферному давлению и имеют определённые нормативными документами значения.

Но почему пассажирские авиалайнеры летят на высоте именно 10 километров? Дело в том, что чем выше скорость полёта, тем ниже оптимальная плотность воздуха. В плотном воздухе у земли летать неэкономично, а на высоте более 12 километров пришлось бы развивать сверхзвуковую скорость, чтобы обеспечить оптимальные условия работы двигателей. Типичную для гражданской авиации скорость 800–900 км/ч как раз лучше всего развивать на высоте около 10 000 метров.

©  Популярная Механика