Почему полмира ездит на тук-туке, а россияне про него даже не слышали?
Общее число авторикш в мире подсчитать невозможно. В одной Индии, по разным оценкам, используются от 3 до 10 миллионов тук-туков. И в Китае они популярны в менее богатых провинциях на юго-западе страны.
Эта лёгкая мотоколяска популярна в большинстве тропических стран Азии и Африки. Она пришла на смену рикшам — извозчикам, которые тащили повозку на себе, –, а затем и велорикшам.
На раннем этапе развития этого транспорта его конструкция бывала довольно разнообразной. Есть, например, экзотический вариант с «каретой», которую буксирует мотоцикл. Однако прогресс постепенно привёл к примерно одинаковой конструкции в любом конце света: трёхколёсник с одним рулевым колесом и кабиной водителя под крышей без дверей, а за ним либо пассажирское отделение с двумя скамьями под тентом, либо грузовой отсек — кузов или фургон.
Плюсы и минусы тук-туков
Для бедных тропических стран это средство транспорта подходит лучше, чем автомобильные такси и грузовики. Тук-туки дешевле и надёжнее автомобилей благодаря примитивной кондовой конструкции, а их компактность и маневренность — это просто спасение в тесноте таких городов, как Нью-Дели или Мумбай.
Понятно также, почему таких трёхколёсников почти нет в развитых странах. Даже в Европе на улицах и шоссе уже достаточно просторно, чтобы преимущества тук-туков обернулись недостатками. Из-за отсутствия четвёртого колеса они становятся неустойчивыми на высоких скоростях. Кроме того, они, конечно, менее комфортабельны, чем автомобили. Можете себе представить тучного американца, вызывающего через приложение Uber такое такси? Я не могу.
В Европе трёхколёсники немного используются как курьерский транспорт. Причём в последнее время растёт число электрических вариантов — например, на них перешла служба доставки «Икеа» в ряде стран.
У нас был «Муравей»
Россия находится посередине между Западом и Востоком. С одной стороны, по-западному просторные улицы и дороги, долгая холодная зима. С другой, по доходам населения Россия всё-таки ближе к бедным странам и у нас есть потребность в дешёвом транспорте.
Аналоги тук-тука были в Советском Союзе. Из них самым распространённым стал грузовой мотороллер «Муравей», нередко попадавшийся на улицах, а чаще в деревнях.
И сейчас грузовой мотороллер купить можно, но много ли мы видим их вокруг? Видно, всё-таки русским больше нравится, когда колёс четыре.