Почему Пентагон недоволен самолётом F-35?
F-35 Joint Strike Fighter является самой дорогой военной программой в мире — её общая стоимость превышает триллион долларов. При этом истребитель до сих пор имеет несколько сотен критических недостатков и не будет готов к боевым испытаниям как минимум до 2019 года. Ещё в начале прошлого года истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 подверг разгромной критике в своём ежегодном докладе бывший директор управления оценочных испытаний Министерства обороны США Майкл Гилмор. Военные обнаружили в самолёте 276 уязвимостей, которые относятся к работе операционной системы версии 3F, а более половины из них остались и в обновлённой версии программного обеспечения 3FR6.
В дополнение к трём сотням уже известных ошибок, найденным в истребителе-бомбардировщике, Пентагон продолжает находить новые, причём с завидной регулярностью. Если точнее, то в среднем по 20 недостатков в месяц, и предпосылок для их окончания пока не наблюдается. С эксплуатационными качествами F-35 тоже беда. Самолёт не соответствует требованиям к истребителю пятого поколения из-за невозможности полёта на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, низкой тяговооружённости, высокой ЭПР, а также низкой живучести и манёвренности. Но самое интересное, что чёткого плана действий, как решить все эти проблемы, у разработчиков самолёта нет.
Американские военные также выявили целый комплекс проблем, связанных с боевым применением F-35, среди которых — невозможность использовать встроенную авиапушку без существенной модификации самолёта, ограниченные возможности при поражении наземных движущихся целей, неэффективная система ночного видения, неудовлетворительные характеристики сенсоров авионики и многое другое. А теперь к техническим проблемам истребителя добавились и так называемые «физиологические эпизоды» с пилотами — то есть резкое ухудшение их здоровья в ходе испытательных полётов на F-35.
Американцы зарегистрировали уже 29 подобных инцидентов. Пять из десяти «физиологических эпизодов» в нынешнем году произошло между 2 мая и 8 июня на базе ВВС США «Люк» в штате Аризона. В результате полёты истребителя F-35 на авиабазе были приостановлены, а после их возобновления было зарегистрировано ещё три «физиологических эпизода». Авторитетный военный врач и полковник ВВС США Джей Флоттманн считает, что головокружение, покалывание пальцев и нарушение зрения возникает из-за взаимодействия систем истребителя, условий полёта и снаряжения экипажа. В совокупности эти факторы оказывают воздействие на организм человека.
Но у F-35 хватает и других, куда более важных, проблем. Как сообщается в новом докладе Пентагона, лишь половина американских истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 пригодна к эксплуатации и готова к воздушному бою. Причём парадокс заключается в том, что ситуация не особо изменилась с октября 2014 года, когда самолёты только начали поступать в войска — несмотря на растущее количество истребителей, исправными всё равно остаются не более половины из них. Самолёты простаивают, ожидая запасных частей от многочисленных подрядчиков, которые не в состоянии обеспечить своевременные поставки необходимых деталей.
Всего же эксперты обнаружили у F-35 около тысячи дефектов, которые требуют устранения. Программное обеспечение для истребителей-бомбардировщиков обновлялось уже 31 раз, но военные по‑прежнему жалуются на регулярные сбои и ошибки в работе бортовых систем. К примеру, не работает должным образом дисплей, вмонтированный в шлем пилота — жизненно важные данные о полёте и целях зачастую отображаются некорректно. Бортовая система диагностики часто рапортует об отказах оборудования, которое на самом деле функционирует в штатном режиме.
Самолёты модификаций F-35B для Корпуса морской пехоты США и палубный истребитель F-35C до сих пор невозможно заправлять в воздухе, у них оказались недостаточно прочные шины. Кроме того, на них не работает запуск управляемых ракет типа «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM и сброс боеприпасов типа «воздух-земля». 16-летний цикл разработки истребителя-бомбардировщика F-35 необходимо завершить войсковыми испытаниями, но в силу вышеописанных причин они запаздывают уже более чем на год и, очевидно, не будут завершены даже к декабрю 2019 года.