Почему недоедание продлевает жизнь и так ли это
Самое большое в истории исследование влияния легкого недоедания на продолжительность жизни, старение и здоровье, началось больше десяти лет назад: тогда ученые набрали первую очередь волонтеров среди молодых и здоровых американцев, которые согласились в течение двух лет получать в день на четверть меньше калорий, чем это необходимо согласно расчетам. Кроме ограничений в питании молодые люди обязались каждую неделю сдавать кровь, делать снимки внутренних органов — и проглотить мини-градусник для постоянного мониторинге температуры тела. Все это называлось Calerie — Comprehensive Assessment of Long-Term Effects of Reducing Intake of Energy (Всестороннняя оценка долгосрочных эффектов сокращения потребления энергии). Исследование проводилось в трех городах США — Сент-Луисе, Бостоне и Батон-Руже; в последнем участники исследования должны были, в дополнение ко всем своим лишениям, с некоторой периодичностью проводить 24 часа в запертой комнате с калориметрами — для полного обследования.
Все это проделывалось в попытке понять, почему легкое недоедание благотворно сказывается на здоровье. Сам факт этого благотворного влияния не вызывал сомнения уже давно; экспериментальные подтверждения получают на дрожжах, червях, мышах, крысах и обезьянах с середины 30-х гг; у грибков и животных, получающих на 20–25% меньше пищи, чем принято считать необходимым, реже развиваются возрастные заболевания, и живут они дольше. Но почему это так, ученые до сих пор затрудняются объяснить.
В журнале Cell Metabolism публиковалась статья руководителей эксперимента Calerie с отчетом о результатах десятилетних измерений в заперых комнатах с калориметрами — приборами для измерения затрат и поглощения энергии энергии. Эти комнаты в здании Центра биомедицинских исследований в Батон-Руже — уникальный инструмент, позволяющий точно оценить, сколько калорий человек тратит и сколько получает и откуда — из съеденных белков, жиров или углеводов.
Участники эксперимента заходили в комнаты около 8 утра, не позавтракав. В течение следующих суток им запрещалась любая физическая нагрузка. Еду подавали через специальный лифт. Вентиляция подавала в комнату свежий воздух, а тот, которым дышал волонтер, выводился наружи и проходил через газоанализаторы. которые измеряли соотношение кислорода и углекислого газа. Вывод азота из организма измеряли по анализу мочи. Ученых интересовало, сколько энергии тратит организм в состоянии покоя.
Оказалось, что даже небольшое сокращение дневного калоража замедляло метаболизм на 10%. Отчасти это объясняется потерей массы тела (в среднем волонтеры теряли по 9 кг за два года эксперимента). Но в гораздо большей степени замедление происходило из-за изменений в течении биохимических процессов, которое ученые регистрировали по косвенным признакам, таким как изменение выработки инсулина и гормонов щитовидной железы. Другими словами, после сокращения калорийности рациона снижалась и потребность организма в пище; человеку хватало меньшего количества еды. Вместе с замедлением метаболизма снижалась и концентрация в тканях его побочных продуктов, потенциально токсичных или даже мутагенных (таких как свободные радикалы).
Десять лет экспериментов — слишком мало для того, чтобы оценить влияние недоедания на продолжительность жизни человека, однако и полученных данных хватает для того, чтобы снова привлечь интерес к старой идее о продленнии жизни за счет замедления метаболизма и к идее о том, что побочные продукты обмена веществ способствуют старению живых организмов.
У этих теорий есть критики и из числа авторов эксперимента Calerie. Луиджи Фонтана, курировавший эксперимент в Сент-Луисе, считает, что дело не в недоедании вообще, а в изменении некоторых конкретных инсулиновых сигнальных путей. «Можно каждый день съедать по половине гамбургера и нескольких долек картошки-фри, но проживете ли вы дольше? Нет, вы умрете от недостаточного питания, — объясняет свою позицию Фонтана, — медленный метаболизм может быть и у умирающего от голода, но это не делает медленный метаболизм биомаркером долгожительства». Фонтана также указывает на результаты экспериментов с животными, в которых метаболизм замедляли, заставляя крыс плавать в холодной воде. Такие крысы жили не дольше контрольной группы. В других исследованиях количество свободных радикалов в тканях животных снижали медикаментозно; это тоже не делало их долгожителями. «Данные интересные, но нельзя ссылаться только на них. Сейчас мы понимаем, что важно не столько количество калорий, сколько генетика, диета, микробиом — все эти факторы определяют результат сокращения калорийности рациона», — говорит ученый.