Почему не стоит читать статьи о продажах, особенно на русском языке

cover.jpg

Каждый раз, когда в рунете находится эксперт по продажам, будьте уверены, в своей статье он обязательно возьмёт поучающую интонацию, применит пару уничижительных эпитетов к продавцам, выставит своё мнение как истину и выведет из своего логического построения глубокую мораль.

Например, владелец дизайн-студии Олег Чулаков пишет статью на vc.ru — «Продажник, которого надо увольнять». Все элементы в наличии: деление на «плохих» и «хороших» продавцов, присвоение тем и другим конкретных качеств и сто раз произнесённое предложение увольнять всех, кто не разделяет мнение автора статьи. Что делать, если в результате вы вообще останетесь без продавцов, — автор деликатно умалчивает.

Попробуйте конструктивно-критично взглянуть на эту статью, и вам многое станет понятно о российском способе писания статей.

«Продажник»

Нет обиднее названия должности, чем термин, образованный от прилагательного «продажный». Попробуйте хоть одно приличное словосочетание составить с этим прилагательным. Термин появился в лексиконе в конце 1990-х годов и всегда обозначал беспринципного дельца, который пойдёт на любое мошенничество, лишь бы получить сделку.

И по какой-то неведомой мне причине слово перекочевало в обычный бизнес и вот уже «эксперт по продажам» называет так всех подряд продавцов. Менеджер по продажам, специалист по продажам, менеджер по работе с клиентами, продавец — как угодно, но только не продажник.

Каждый клиент заслуживает интереса со стороны продажника

Нет губительнее идеи, чем холопское мнение, что «каждый клиент заслуживает искреннего интереса и стремления помочь со стороны менеджера». Единственный ресурс, которым обладает менеджер по продажам, — это время.

Распылять его на доверительные беседы с неплатёжеспособными клиентами — как минимум непрофессионально. Задача продавца состоит в том, чтобы заключать сделки для своей организации, а не улучшать её имидж.

Для того чтобы менеджер отсеивал входящие запросы объективно, у него на руках должен быть набор стоп-фильтров. Да, это должны быть формализованные критерии, чтобы менеджер не «оценивал клиента на глазок».

Но без этих критериев фильтрации менеджер превращается в услужливого пустомелю, который готов часами «проявлять эмпатию» с первым попавшимся человеком, позвонившим на телефонную линию компании.

Подходящий момент для озвучивания цены

Если менеджер начинает юлить при обсуждении стоимости услуг, это говорит о том, что он не уверен в адекватности ценообразования. Не существует специального, наиболее подходящего момента для озвучивания цены. Когда клиент задает вопрос, тогда и нужно её озвучить.

Тут, конечно, есть некоторые нюансы. Особенность проектного бизнеса (скажем, создания сайтов или монтажа технологического оборудования) заключается в том, что коммерческое предложение формируется только после изучения потребностей заказчика. Если же спектр работ и, соответственно, цена известны заранее, то стесняться её — глупо.

Благодарить или не благодарить

Следующий пассаж вообще выглядит странно: «Продажник должен искренне благодарить каждого клиента за то, что он решил потратить своё время на нас и дать шанс доказать, почему мы лучше остальных». Что за бред? Для менеджера по продажам коммуникация с потенциальными заказчиками — не более чем средство выполнения KPI.

А любые реверансы со стороны продавца указывают лишь на то, что отношения строятся не на равных, а с подобострастным взглядом раба на хозяина. Выстроить после таких реверансов здоровые партнёрские отношения будет нереально.

Мораль

Ну, раз каждому эксперту позволительно выводить мораль, то отчего бы и мне не взять на себя такую же ответственность.

Единственный повод, за который (безусловно) стоит уволить сотрудника отдела продаж — невыполнение KPI. Точка. Любые другие поводы для увольнения не так однозначны, чтобы постулировать их как единственно верные.

Уход любого продавца создаёт стрессовую ситуацию для бизнеса. Чтобы такое решение был оправданно, нужны посчитанные объективные показатели. А «неуместные шутки и панибратство», как причины увольнения, может всерьёз рассматривать только некомпетентный руководитель.

©  vc.ru