Почему на железнодорожных светофорах красный сигнал расположен снизу
Рассказываем, почему на железной дороге светофоры перевёрнуты вверх ногами
Светофор на железной дороге нужен для регулирования движения поездов и манёвровых составов. В связи с общим сходством как по назначению, так и по конструкции, к железнодорожным можно отнести и светофоры метрополитенов, и легкорельсового транспорта. По эксплуатационным свойствам основное отличие железнодорожного светофора от большинства автомобильных — гораздо более узкая направленность основного луча (около 3 градусов), поскольку в большинстве случаев показания светофора предназначены только для машиниста, находящегося на определённом участке пути.
Также важное отличие железнодорожного светофора заключается в том, что однозначное восприятие показаний должно происходить на значительно больших расстояниях — обычно от 800 метров до 1,5 километров, что практически исключает использование каких-либо фигур или силуэтов в пределах видимости. В любой железнодорожной светофорной сигнализации в целом требуется достаточно много различных показаний, а количество возможных для применения цветов ограничено — как правило, от трёх до шести, поэтому использование только одного огня какого-либо цвета в масштабе всей системы сигнализации оказывается невозможным.
Поэтому на железных дорогах применяются светофоры, выражающие сигнал либо только взаимным расположением огней, либо только их цветом (или миганием), либо как цветами, так и расположением, причём системы сигнализации могут быть как простыми, так и довольно сложными для изучения и восприятия. В светофорной сигнализации на постсоветском пространстве применяются красный, жёлтый, зелёный, лунно-белый и синий сигналы. В системах на базе французской добавляется также фиолетовый цвет. В некоторых системах жёлтый огонь называют оранжевым.
В разговорной речи железнодорожные светофоры порой называют семафорами, что категорически неправильно. Семафор — это механическое средство сигнализации для подвижного состава на железных дорогах. Он состоит из металлической мачты, несущей 1–3 сигнализирующих крыла и сигнальные фонари. К крыльям семафора во многих системах сигнализации жёстко прикреплены светофильтры со стёклами различных цветов, а перемена положений крыльев и огней производится сигнальным приводом, состоящим из лебёдки и гибкой тяги. С этим как раз и связаны нюансы расположения огней на светофорах.
На автомобильных светофорах, как мы все знаем, красный сигнал всегда размещается сверху как наиболее важный — чтобы привлекать больше всего внимания. От отличие от них, на железнодорожных светофорах жёсткого порядка расположения цветов нет. Обычно красный сигнал располагают не над, а под зелёным светом. Так сложилось на этапе перехода от механических семафоров к традиционным светофорам: семафор открывает составу путь, когда его крыло поднято под углом 45 градусов, а закрывает, когда опущено горизонтально. Именно поэтому более естественным посчитали расположение зелёного сигнала сверху, а красного — снизу.